Для защиты самолетов-штурмовиков в воздухе от нападения истребителей
противника со стороны нижней части задней полусферы в ГСКБ-47 под руководством А.Ф.Турахина разработали довольно необычный боеприпас – авиационную гранату
АГ-2. Она представляла собой сферический металлический корпус, отлитый из сталистого чугуна и снаряженный 80 граммами смеси К-2, оснащенный тормозным
парашютом и взрывным устройством. В транспортном положении парашют был уложен в
специальной цилиндрической коробке, жестко закрепленной на соединительной втулке
взрывателя (трубке ударного механизма). Легкая жестяная крышка парашютной
коробки, скрепленная с кольцом полюсного отверстия купола парашюта,
принудительно открывалась при сбрасывании боеприпаса, чем гарантировала
раскрытие парашюта.
В высверленном глухом отверстии боевого заряда устанавливали картонную гильзу,
изолирующую взрыватель от ВВ. За основу взрывателя конструкторы взяли армейский
запал УЗРГ, применяемый для ручных гранат, и доработали его согласно
специфическим требованиям по применению гранат авиационных. К примеру,
достаточного в пехоте времени замедления в 6 с после выдергивания кольца в
авиации оказалось слишком много, и его пришлось сократить до 3,2-4 с. Помимо
того, предохранительная планка гранатного запала в авиационном боеприпасе была
излишней и ее упразднили.
После сбрасывания с самолета из специальных стационарных кассет держателей
авиационных гранат ДАГ-5 или ДАГ-10 (емкостью на 5 и 10 гранат соответственно)
по сигналам управления из кабины стрелка крышка парашютной коробки в результате
аэродинамического удара выдергивала так же и боевую чеку запала. В это время
гранаты под действием парашютов быстро отставали от носителя на расстояние,
вполне достаточное для приведения в действие дистанционного взрывателя.
Взрываясь, корпуса боеприпасов дробились на 100-130 осколков, образуя зону
сплошного поражения радиусом 8-10 м. Отдельные осколки корпуса боеприпаса
разлетались на дальности до 40-50 м.
В ходе боевых действий пилоты бомбардировщиков и штурмовиков отработали
несколько специфических приемов этого вида оружия. С самолетов Пе-2, Ил-2 и
Ил-10 авиационные гранаты применяли сериями по 2-3 штуки как в горизонтальном
полете, так и при пикировании под углами до 30°. При скорости носителя 270 км/ч
в горизонтальном полете АГ-2 отставали по высоте на 40-55 м и по дальности – на
220-280 м. Кроме того, для защиты верхней части задней полусферы боеприпасы
сбрасывали при пикировании носителя, что гарантировало их разрывы на дальности
280-320 м позади самолета, но с превышением в 50-100 м. Для применения гранат
требовалось подпустить истребитель противника на 400-500 м. Однако использовать
АГ-2 требовалось весьма осторожно и грамотно, чтобы не причинять урон своим
самолетам в строю. К примеру, при атаке противником группы самолетов гранаты
разрешалось применять только экипажу замыкающей машины и с учетом положения
«соседей» в строю.
ТТХ: |
|
|
Модификация |
АГ-2 |
Высота гранаты в сборе, мм
Диаметр корпуса, мм
Вес гранаты без парашюта и ВВ, кг
Диаметр резьбы взрывателя, мм
|
123
82
2
35 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|