Бетонобойная бомба Durandal была создана в начале 70-ых гг.
французской фирмой Marta SA в сотрудничестве c фирмой SAMP. Durandal
создавалась в соответствии с требованиями ВВС Франции к оружию, предназначенному для
вывода из строя аэродромов и бетонных укрытий и применению с малых и сверхмалых
высот. В соотвестие с требованиями, бомба должна быть способна пробивать
до 400 мм покрытия бетонной ВПП, чтобы за тем взорваться в глубине, выворачивая
плиты покрытия ВПП. Этого можно было достигнуть путем сообщения бомбе
оптимального угла проникновения и необходимой кинетической энергии (разгоном)
с помощью реактивного двигателя, а так же особой формой носовой части
и замедленной детотонацией. Опыт, накопленный фирмой Marta в области создания
бомб замедленного падения, позволил им создать двойную парашютную систему
мгновенного раскрытия и мощный ракетный двигатель. В рамках программы
Durandal был создан универсальный переходник, который позволяет использовать
бомбу на всех соответствующих стандарту
НАТО 356-мм подвесных узлах/бомбодержателях.
Таким образом, носителем этой бомбы может быть любой самолет НАТО. В США
бомбе Durandal было присвоено обозначение BLU-107/B. Производство
бомбы было начато в 1977 г. В конце 1986 г. когда было поставлено на экспорт
более 29000 бомб, Durandal победила в длительном конкурсе ВВС США. В настоящее
время в настоящее время она находится на вооружении 19 стран.
Конструктивно Durandal состоит из четырех основных отсеков. Фугасная
боевая часть весом 100 кг с 15 кг взрывчатого
вещества находится в носовой
части. За БЧ расположена система зажигания и твердотопливный разгонный
двигатель. Двигатель и БЧ соединены с помощью стальных колец. За двигателем
находится отсек, закрепленный с помощью сбрасываемого зажимного кольца,
и содержащий два парашюта (тормозной и основной).
Сброс бомбы осуществляется на высоте около 50-75 метров при скорости
180-280 м/с. Сразу же после сброса выпускается первый тормозной парашют,
и бомба очень быстро затормаживается до скорости 25 м/с. На высоте около
40 м выпускается второй парашют. После того, как бомба достигает угла
пикирования 30°, парашютная система сбрасывается, срабатывает механизм
боевого взвода и запускается разгонный двигатель. К моменту встречи с
целью Durandal достигает скорости 250 м/с. При касании цели срабатывает
контактный взрыватель, и пробив бетонное перекрытие, бомба взрывается.
Так же взрыватель может быть настроен перед взлетом на подрыв БЧ через
несколько часов. Взрыв бомбы под покрытием ВПП приводит к образованию
воронки диаметром до пяти метров и глубиной 2-3, окруженную разбросанными
на площади около 200 м2 крупными обломками бетонного покрытия.
Максимально допустимая скорость носителя
с бомбами Durandal - 1,8М, а высота
до 10000 метров.
|
Длина, м
Диаметр, мм
Масса бомбы, кг
Масса ВВ, кг
Самолет-носитель
|
2,49
223
185
15
Jaguar, Mairage F1, 3, 5, 2000, A-4, Super Etendard, Alpha Jet, F-4,
F-5E, F-16, F-111, Hawk
|
Уголок неба. 2004
|
|