Сегодня термин "блокбастер" весьма популярен в кинемотографии и означает нечто сверхпопулярное, ломающее стереотипы. Но появился этот термин в годы 2-й Мировой
войны с легкой руки английских журналистов и являлся неофициальным обозначением
тяжелых бомб, применяемых британской авиацией. Собственно название это –
"разрушители кварталов" - как нельзя лучше характеризовало назначение тяжелых
бомб калибра 4, 8 и 12 тысяч фунтов.
Задание на проектирование тяжелых бомб повышенной мощности было выдано в
сентябре 1940 года и содержало следующие требования:
-
Способность нести подобные бомбы новейшим бомбардировщиком "Wellington". -
Цели, определенные для этих бомб, в первую очередь - атаки портов, судов на
мелководье, каналов и наземных целей, таких как нефтеперерабатывающие
предприятия. - Возможность сброса с высоты 1500 футов без разрушения конструкции
бомбы. - Детонация как мгновенная, так и с задержкой.
-
Бомба должна также иметь возможность использования в качестве магнитной мины.
После обсуждения параметров задания было решено остановиться на калибре 4 тыс.
фунтов, но при этом стало очевидным, что такой калибр был слишком велик, чтоб
применяться самолетами морской авиации для атаки крупных кораблей. Поэтому от
унификации пришлось отказаться, также как и использования этой бомбы в качестве
магнитной мины.
4-тыс фунтовая бомба загружается в "Стирлинг"
Немалые дебаты развернулись по поводу выбора взрывчатки. Наиболее
предпочтительно было снаряжение бомбы аматолом. Но при этом возникали сомнения в
доступности этой мощной взрывчатки в достаточном количестве. Поэтому было решено
остановиться на смеси гексогена и тротила, запасы которых были вполне достаточны
в Англии.
Основной задачей было размещение бомбы в бомбоотсеке бомбардировщика "Wellington".
Эта задача в октябре 1940 была решена Барнсом Уоллисом, работавшем в компании Vickers Armstrong Ltd всего за шесть недель. Общее руководство проектом
осуществлял доктор Альфред Брукс.
Погрузка бомбы в "Ланкастер"
Позднее, после войны, в 1947 году Брукс был награжден орденом Британской Империи
за создание "БлокБастеров", а сама бомба в английской печати часто именовалась
не иначе, как "Blockbuster Brooks" .
Четыре взрывателя были размещены на бомбе, которые обеспечивали четыре вида
активации бомбы – полсекунды – мгновенная активация, 30-секундная задержка,
30-минутная задержка и "длительная" задержка.
Позднее, эти взрыватели не ставились в серии ввиду специфики применения бомб
против городов.
4000-фунтовая бомба, представлявшая собой простой цилиндр поступила на испытания
осенью 1940 года. Она была характерна относительно тонкостенным корпусом и
большим содержанием взрывчатки, масса которой составляла ¾ от массы самой бомбы
– 1360 кг. Одновременно, прогнозы относительно типа взрывчатки не оправдались, и
серийные бомбы снаряжались чистым аматолом.
Погрузка Куки в "Веллингтон"
В течение 1940 года проводились опыты по оснащению бомбы баллистическим
обтекателем в носовой части, хвостовиком с кольцевыми стабилизаторами и
парашютной системой. В декабре 1940 года на Vickers Armstrong проводились
испытания сброса таких бомб с парашютом, однако закончены так и не были.
Баллистический наконечник и стабилизатор не выявили заметного преимущества перед
обычной "бочкообразной" формой – бомба колебалась в полете. Поэтому от лишних "девайсов"
отказались и серийные бомбы обычно использовались без них. Более того,
тупоконечная форма бомбы предопределяла взрыв на поверхности, без заглубления в
грунт, так что взрывная волна была направлена почти параллельно земле, причиняя
огромный ущерб строениям. К концу февраля 1941 года был размещен заказ на первую
тысячу серийных 4000-фунтовых бомб "Cookie" с последующим заказом на 360 бомб в
месяц.
С мая 1941 года началось из активное применение, к августу 1941 года было
сброшено 226 бомб этого типа. В январе 1942 года бомба была официально принята
на вооружение RAF как "4000lb HC Мk.I"
Загрузка 4-тыс фунтовой бомбы в Ланкастер
Позднее были выпущены несколько модификаций. Mk.II имели три взрывателя вместо
одного, расположенных концентрично в носовой части под небольшим углом
относительно продольной оси. В Mk.III были добавлены еще два взрывателя на
боковых поверхностях бомбы. Mk.IV – появилось приспособление для подвески бомбы
и ее подъема на борт бомбардировщика. В ходе визита в Англию американского
генерала Арнольда последний был весьма впечатлен бомбой "Cookie". Надо отметить,
что в составе американской авиации максимальным калибром бомбы была бомба массой
2 тыс фунтов. По возвращении в США генерал Арнольд обратился в Департамент
Боеприпасов с требованием разработки бомбы, аналогичной английской. Позднее
англичане передали своим заокеанским союзникам всю документацию по бомбе "Cookie".
И аналогичный боеприпас был запущен в серию в США под обозначением "4000lb HC
Mk.V" и Mk.VI. В период с 1941 по 1945 год было выпущено около 93 тыс бомб "Cookie".
В ходе их применения было отмечено, что эффективность 4000-фунтового Блокбастера
по городским кварталам в 1.4 раза эффективнее, чем суммарное количество бомб
такой массы общего назначения. Что не удивительно, ведь количество взрывчатки в
одной "Cookie" было в 2.5 раза больше.
Схема подвески 4-тыс фунтовки в бомбоотсеке Ланкастера
Бомба
Конструкция
Общая масса, фунтов (кг)
Масса ВВ, % (кг)
Общая длина (при наличие хвостовика), мм
Длина тела бомбы, мм
Диаметр бомбы, мм
Толщина стенки бомбы, мм
Длина хвостовика (при наличие такового), мм
ВВ
|
- 4000 lb HC Mk.I-VI
- Литой стальной корпус
- 3930 (1786,4)
- 76 (1358)
- 2794
- 2083
- 762
- 7.8
- 686
- Чистый аматол или Аматол/ТНТ
60/40 или 50/50 или 60/40
Гексоген/ТНТ 60/40, Минол 2 или Торпеск |