В конце 1950-х гг. в связи с ростом эффективности ПВО получила широкое
признание идея доставки боеприпасов к цели на малых и предельно малых высотах.
Однако применение обычных авиабомб с таких высот было сопряжено с опасностью
поражения своего самолета осколками. Решение было найдено в разработке бомб с
тормозными устройствами (так называемых штурмовых). В 1961г на вооружение
принимаются ФАБ-250Ш и ФАБ-1500ША, а позднее ФАБ-500Ш. Кроме того, были созданы
пристыковываемые парашютные устройства, которыми могли снаряжаться авиабомбы
моделей М-46 и М-54.
Для применения с такой малой высоты штурмовые ФАБ оснащены встроенным тормозным
устройством и взрывателем, являющимся интегральной частью конструкции бомбы.
Действие взрывателя программируется и зависит от высоты сброса и связано с
парашютной системой торможения, раскрываясь оно обеспечивает низкую скорость
падения боеприпаса. Устройство состоит из хвостового контейнера содержащего
тормозной парашют выпускающийся в момент сброса бомбы. Парашют увеличивает
сопротивление бомбы и, как следствие, сильно замедляет скорость падения. Это и
позволяет производить бомбометание с малых и предельно малых высот с установкой
взрывателя на мгновенное действие, поскольку самолёт за время падения бомбы
успевает покинуть зону разлета её осколков. Через некоторое время парашют
отстреливается и АБ с нарастающей скоростью устремляется к земле.
ФАБ-500Ш
Фугасная штурмовая авиационная бомба ФАБ-500Ш, предназначена для преодоления
авиацией зон ПВО и поражения с горизонтального полета с малых и предельно малых
высот (100-200м) военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов,
легкоуязвимой и легкобронированной техники, живой силы и военно-полевых
сооружений. Она создана в 1969г в ГНПП "Базальт".
ФАБ-500Ш имеет оживальную головную часть. К которой приварен запальный стакан
под взрыватель АВУ-Э (взрыватель АВУ-Э снаряжается в головное oчко авиабомбы для
повышения надежности срабатывания). К запальному стакану бомбы крепится
обтекатель. Хвостовая часть бомбы крепится к ее корпусу болтами и состоит из
стабилизатора, контейнера с парашютным тормозным устройством и приборного
отсека, в котором установлены блоки встроенного автономного взрывательного
устройства (ВУ) АВУ-526. ВУ АВУ-526 осуществляет мгновенный подрыв авиабомбы при
её встрече с преградой и обеспечивает возможность применения авиабомб с
самолётов, оборудованных механическими ( МПУ) и электрическими (ЭПУ) системами
управления. Авиабомбы ФАБ-500Ш разрешается применять при бомбометании - с высот
85-500 м при скоростях полета самолета от 770 до 1500 км/ч при электрическом
управлении взрывательным устройством. И с высот 110-500 м при скоростях полета
от 500 до 1000 км/ч при механическом управлении взрывательным устройством.
Наибольшая эффективность действия достигается при их применении с высот 150-200
м и более.
Толщина стенок основной части корпуса составляет 10мм. Способ формирования
осколков –oрганизованный. Площадь поражение – 1600 м2 (живая сила на открытой
местности (лежа).
Взрывательное устройство выдает команду на выброс тормозного парашюта через
1.0-1.4 с и обеспечивает взведение дистанционного ударного механизма 3,6-4,0 с
после отделения авиабомбы при использовании ЭПУ, чтo соответствует высоте
бомбометания Н>85 м. При использований МПУ это время соответственно равно
1,0-1,8 и 4,6-5,8 с, а высота бомбометания H>110 м. Масса контейнера ПТУ 29кг,
площадь основного купола ПТУ 6м2. Используется одноступенчатая парашютная
система.
ФАБ-500Ш
В 1970-80-х ГНПП Базальт разработаны более совершенные модификации ФАБ-500ШН
(1976г) – низковысотная и ФАБ-500ШЛ (1986г) – штурмовая с лидером-упредителем.
Авиабомбы имеют тормозное устройство парашютного типа (площадь купола - 6 м2),
снаряжены взрывательным устройством допускающим их бомбометание с
горизонтального полета с высот от 30 до 1200/1000м при истинной скорости полета
самолета от 770 до 1500 км/ч (ФАБ-500ШН) и от 550 до 1100 км/ч (ФАБ-500ШЛ).
Авиабомбы применяются при бомбометании с пикирования под углами до 45 град.
Критическая скорость падения АБ с парашютной системой - 47 м/с.
ФАБ-500ШЛ
Авиабомба ФАБ-500ШЛ предназначена для поражения войсковых и тыловых объектов
противника с малых высот:
-
легкобронированной и легкоуязвимой техники типа: самолеты на открытой стоянке
и в обваловании, РЛС, ПУ ракет, бронетранспортеры, автотехника, а так же живая
сила в окопах, траншеях и на открытой местности - при надповерхностном подрыве
авиабомбы;
-
заводских зданий, железнодорожных узлов, наземных складских помещений,
переправ, построек городского типа и т.п. - при контактном подрыве авиабомбы;
Взрыватели обеспечивают несколько видов действия авиабомбы:
При падении бомбы раскрывается тормозной парашют, после чего выбрасывается из
головной части АБ лидер - упредительное устройство (длина жгута лидера
упредителя - 5 м). При касании лидера поверхности, замыкаются его инерционные
замыкатели и происходит подрыв АБ. При отказе лидера, взрыв произойдет при
встрече АБ с преградой.
Авиабомба ФАБ-500ШН предназначена для поражения позиций баллистических ракет,
атомной и тяжелой артиллерии, ВПП аэродромов, автострад, мостов и переправ,
железнодорожных узлов, промышленных и городских сооружений, военно-морских баз,
военных кораблей и транспортных судов, складов ГСП и боеприпасов, РЛС и т.д. с
малых высот. Снаряжена взрывательным устройством АВУ-551. При касании
поверхности происходит подрыв АБ, при его отказе взрыв произойдет по истечению
штурмового замедления ВУ.
Виды действия взрывателя:
ФАБ-500ШН
ФАБ-500ШЛСемейство штурмовых авиационных бомб ФАБ-500ШН разработано в конце 70-х начале
80-х гг и практически сразу они стали поставлятся в Афганистан. Но там их не
спешили использовать - не было опыта. До этого ФАБ-500Ш почти никто в ВВС не
применял, и они пролежали долгое время на открытом воздухе, что сказалось на
надежности срабатывания парашютной системы. При её отказе взрыватель бомбы
срабатывал с замедлением 34 с, и отрикошетив от твердой почвы, бомба взрывалась
через полминуты за несколько километров от цели. Поэтому впоследствии от
применения штурмовых бомб с предельно малых высот пришлось отказаться. Попытки
применения этих бомб с горизонтального полета с высоты 100 м показали, что цель,
отлично наблюдаемая с большей высоты, часто терялась летчиком при снижении на
боевом курсе и обнаруживалась за доли секунды перед сбросом. Поэтому был
опробован прием, при котором при выходе самолета с ФАБ-500ШН на боевой курс цель
обозначалась другим истребителем НАР С-24 с пикирования. Это обеспечило
возможность прицельного бомбометания, однако точность была все же ниже, чем при
сбросе с пикирования. Но такое их использование требовало гораздо более жестких
условий - сброс на высоте 800м при расчетном угле пикирования 400. Бомбометание
с малых высот отличалось повышенной точностью, что позволяло поражать точечные
цели. Но после появления в середине 80-х у душманов "Стингеров", авиация, во избежания потерь, перешла к бомбометанию со средних высот и использование
ФАБ-500Ш снизилось.
ФАБ-500ШН