Разработка бомбы GBU-43/B началась в середине 2002г, когда отделу боеприпасов
исследовательской лаборатории ВВС США необходимо было снабдить 6800 кг бомбу
BLU-82/B системой управления. На то время BLU-82/B была самой большой бомбой в
арсенале USAF, впервые она использовалась во Вьетнаме для расчистки мест для
посадки вертолетов. В Афганистане в 2001г, бомбы этого типа были использованы для
атаки пещер и ущелий, где огромная сила объёмного взрыва была особенно
эффективна. Но недостаток любой системы управления означал, что носитель МC-130
должен производить сброс на сравнительно низкой высоте и непосредственно над
целью, чтобы достигать нужной точности, но при этом есть опасность поражения
ударной волной.
В 2002г фирмами Northrop-Grumman и Lockheed Martin был предложен проект который
был лучше чем BLU-82/B. Новая УАБ имела хорошую аэродинамическую форму и
использовала GPS-управление на траектории полёта. Новый боеприпас был в
последствии назван GBU-43/B MOAB (Massive Ordnance Air Burst). Он будет оснащён
объёмно-детонирующей БЧ. В качестве носителя рассматривался В-2, он смог бы
нести 1 такую большую бомбу. В марте 2003г в срочном порядке ВВС заказали три
таких боеприпаса.
В 2003 году американские ВВС провели два испытания снаряжённой управляемой
авиационной бомбы GBU-43/B МОАВ на полигоне в штате Флорида. Первый управляемый
полёт инертной MOAB был проведён 7 марта 2003г, а четыре дня спустя (11 марта)
произведён первый сброс снаряжённой УАБ с борта самолета МС-130, второй сброс -
22 ноября 2003 года. В апреле 2003г единственная бомба GBU-43/B была отправлена
в Ирак, но так и не была использована.
Масса боеприпаса с БЧ BLU-120/B составляет 9840 кг - что на 40% превышает массу
авиационной бомбы BLU-82, боеприпас BLU-120/B- самое большое не ядерное оружие
из существующих. В БЧ используется в качестве снаряжения жидкая смесь аммиачной
селитры и порошкового алюминия (вес ВВ 8480кг).
комплект управления KMU-593/B
GBU-43 не имеет парашюта, используя комплект управления KMU-593/B (GPS/INS,
подобный JDAM), решетчатые рули и аэродинамические несущие поверхности она
планирует и поражает цели с высокой точностью. Таким образом бомба может быть
сброшена с большей высоты ( за пределами досягаемости зенитной артиллерии).
Подобно BLU-82, MOAB выталкивается из грузовой кабины транспортного самолёта
(обычно МC-130, но с тех пор как используется GPS и большие высоты сброса,
вероятно может использоваться и с C-17).
MOAB - очень мощное оружие (её неофициальное название "Мать Всех Бомб"). Силы
взрыва MOAB достаточно чтобы уничтожить на поверхности танки и людей в пределах
нескольких сот метров и деморализовать войска в окрестности, которые выжили при
взрыве.
Разрабатывается и проходит испытания проникающая БЧ MOР (Massive Ordnance
Penetration). Вес боеприпаса 13600кг, проникающая способность, при оснащении
боеголовки программируемым взрывателем типа HTSF, будет составлять более 30м. Во
2 квартале 2004 года проведено два испытаний с целью реальной оценки ущерба,
причиняемого глубоко расположенным объектам: одно - статическое (подрыв на
земле), другое - сброс с борта МС-130 (в декабре 2004г). Оба взрыва осуществлены
на специальном полигоне (штат Невада), имеющем объекты с соответствующими
элементами инфраструктуры, расположенными на большой глубине.
Руководство ВВС США заинтересовано в новых проектах создания оружия,
рассчитанного на поражение подземных объектов. По заявлению американских
представителей, в настоящее время уже имеются технологии производства тяжелых
бомб проникающего действия. Однако потребуется время на выбор носителя и
определение необходимого для ВВС США количества таких средств поражения. В
НИОКР по этому проекту принимают участие компании Дайнетик, Текстрон, ASEI
и отдел боеприпасов исследовательской лаборатории ВВС США.