Работы по проектированию УАБ Hs293
начались в 1939 г. Первый прототип Hs293V-1 так
и остался на бумаге, но уже к февралю 1940 г,
специалисты фирмы "Хеншель" под
руководством профессора Герберта
Вагнера создали так называемую модель
FZ21, иначе Hs293V-2. В июле 1940 г. начались
испытания третьего прототипа, а в 1941 г. в
производство была запущена
предсерийная модель Hs293A-0. В январе 1942 г в
серию пошла Hs293A-1, однако на вооружение
строевых подразделений Люфтваффе этот
боеприпас начал поступать только в 1943 г.
Новое оружие представляло собой
стандартную немецкую фугасную бомбу SC500
с добавленными несущими плоскостями и
жидкостным ракетным двигателем "Вальтер"
109-107В. Вследствие этого некоторые
западные авторы относят Hs293 к разряду
крылатых ракет. Реактивный двигатель
начинал работать через 1 - 1,5 секунды
после сбрасывания бомбы и действовал в
течение 10 секунд. Это давало увеличение
скорости на 165 км/ч. Корпус бомбы
прекрасно выдерживал трансзвуковые
скорости. Однако, в боевых условиях
бомбардировщики-носители УАБ наносили
удар, как правило, с малых и средних
высот, в результате чего конечная
скорость бомбы редко превышала величину,
соответствующую 0,5 - 0,6 М.
Самолет-носитель оснащался
радиоприбором наведения FUG203 "Киль".
Управление УАБ осуществлялось
посредством специальной рукоятки по
одному из 18 радиоканалов. Радиосигналы передавались
в диапазоне УКВ и
принимались смонтированным на Hs293
устройством FuGE230 "Страсбург". От него
команды поступали к механизму
управления рулем высоты. Руль
направления на Hs293 отсутствовал, что
налагало серьёзные ограничения на
применение и требовало от экипажей
определённой точности выхода на цель,
причём под возможно более острым
курсовым углом.
В апреле 1943 г. на авиабазе Грац
началось формирование первого боевого
ракетоносного подразделения - II/KG100.
Взамен прежних Не111H группа получила
бомбардировщики Do217E-5, предназначенные
для подвески двух УАБ Hs293A-1. Отработкой
методов применения Hs293 занималось 36-е
учебно-испытательное командование,
сформированное в июле 1943 г на базе 13-й
эскадрильи KG 100.
К концу лета 1943 г. дислокация групп
бомбардировщиков-носителей планирующих
бомб была следующей: HI/KG 100 под
командованием гауптмана Бернарда Йопе
входила в состав 2-й авиадивизии и
базировалась на аэродроме Марсель-Истр,
и II/KG100 майора Франца Холльвека, временно
находились в подчинении авиационного
командования "Атлантика" и действовала
с аэродрома Коньяк против английских
сил ПЛО в Бискайском заливе.
В первый же свой боевой вылет 25 августа
самолеты II/KG100 повредили близкими
разрывами авиабомб Hs293 два английских
шлюпа из состава 40-й эскортной группы,
осуществлявшей противолодочное
патрулирование в районе мыса Финистерре.
Двумя днями позже жертвами планирующих
бомб стали флагман 1-й группы поддержки
британский шлюп "Эгрет", который был
потоплен и получивший тяжелейшие
повреждения канадский эсминец "Этабаскан". Так англичане впервые
столкнулись с губительным воздействием
планирующих бомб. Но всего этого
оказалось, по-видимому, слишком мало,
чтобы в Адмиралтействе всерьез занялись
поиском способов борьбы с ними.
Между тем, всё новые части Люфтваффе
оснащались планирующими бомбами. 25
октября 1943 г. на авиабазу Бордо-Мериньяк
пришла группа II/KG40 (бывшая I/KG50),
вооруженная дальними бомбардировщиками
Хейнкель Не177А-5 "Гриф". Первый свой
морской вылет II/KG40 совершила 21
ноября, когда 25 машин, каждая которых
несла по две УАБ Hs293, вылетели на поиск
английского конвоя S" 139/MKS 230, идущего из
Англии в порты Северной Африки в Сьера-Леоне.
Два самолета из-за неполадок
преждевременно вернулись на аэродром,
три были сбиты, а оставшиеся 20 сбросили
противника 40 планирующих бомб.
Результат атаки был довольно скромным:
потоплен транспорт "Марса" и поврежден
прямым бомбовым попаданием пароход "Делиус".
Хуже обстояло дело с использованием
УАБ в III/KG40, которой командовал майор
Роберт Ковалевски, летавшей на
четырехмоторных бомбардировщиках FW200C "Кондор".
Эта часть также входила в состав
авиакомандования "Атлантика".
Планирующими бомбами Hs293 оснащались "Кондоры"
модификации С-6 и более поздней С-8. Всего
произведено 33 машины обеих модификаций.
Однако дальше испытательных и учебных
полетов дело фактически не пошло.
Причиной, по всей видимости, стали
недостаточные к тому времени лётные
характеристики этой машины.
Единственная известная нам попытка
боевого применения FW200 в качестве
ракетоносца была предпринята 28 декабря
1943 г. и сорвалась из-за того, что
английская патрульная летающая лодка "Сандерленд"
перехватила четырёхмоторный
бомбардировщик с двумя подвешенными Hs293
прежде, чем тот вышел в район цели.
Кроме названных уже машин в списке
носителей УАБ Hs 293A значатся также Не111Н-12,
Не177А-3, Do217K-2/K-3, Do217M-11, Do217R, а также
гигантские четырёхмоторные Не277В-5 и
Ju290A-7. Часть этих самолетов
использовалась в различного рода
испытательных командованиях, другие
служили в строевых частях и
предполагались к полетам с планирующими
бомбами. Так, самолеты Ju290A-7 стояли на
вооружении 5-й дальней разведывательной
группы, действовавшей в составе
авиационного командования "Атлантика",
несколько Do217M и Do217R - в HI/KG 100. Однако
сведениями об их боевом использовании в
качестве носителей УАБ (кроме Do217K,
действовавших в составе HI/KG 100) мы не
располагаем.
Были у Hs293 и недостатки. В частности, в
момент отделения бомбы от самолета-носителя
наблюдалась яркая вспышка, производимая
ракетным ускорителем, что демаскировало
"Хеншель" на фоне вечернего неба. На ней
тут же сосредотачивался огонь всех
зенитных орудий. В одном из конвоев при
отражении налета ракетоносцев
американский эсминец "Тиллмэн" сбил
сразу три Hs293. К тому же, навести
планирующую бомбу в маневрирующий
корабль было довольно сложно. Если в
действиях против десантов, когда
большое число целей сосредотачивалось
на узких якорных стоянках, где
возможность маневрировать и уклоняться
от УАБ сводилась к нулю, на долю
ракетоносцев выпадал основной успех, то
в операциях против конвоев в открытом
море им отводилась роль часто только
вспомогательная - отвлечь на себя
корабли охранения и тем самым создать
условия для атаки торпедоносцев.