В конце 1980-х годов ВМФ и ВВС США начали совместные исследования по поиску
более точного и сравнительно дешевого способа доставки обычных бомб до цели.
Программа, известная как ABF (Advanced Bomb Family) послужила основой для
будущих разработок. В начале 1990-х годов стало известно о трех основных
направления развития программы ABF. Два из них представляли собой управляемые
бомбы с обычной БЧ: JDAM (Joint Direct Attack Munition) и JSOW (Joint Stand-Off
Weapon), получившей обозначение AGM-154. Третье направление - ракета TSSAM
(Tri-Service Standoff Attack Missile) AGM/MGM-137, работы по которой были
прекращены в 1994 году в пользу другой ракеты JASSM (Joint Air-to-Surface
Standoff Missile) - AGM-158.
ВВС США были ведущими в работах по программе JDAM, которая расчитана на
проведение в 3 этапа. В ходе первого этапа планировалось создать новые хвостовые
части, содержащие аппаратуру инерциальной навигационной системы (INS - Inertial
Navigation System), сопряженную с приемником системы спутниковой навигации GPS
(Global Positioning System), которые предназначены для установки на обычные
авиабомбы Mk 83, Mk 84, BLU-109/B и BLU-110 имеющиеся в большом количестве в
арсеналах ВВС и ВМФ США.
Фугасная бомба Mk 83 весом 454 кг, оснащенная комплектом JDAM получила
обозначение GBU-32 JDAM: GBU-32(V)1/B (для USAF), GBU-32(V)2/B (для USN).
Фугасная бомба Mk 84 (BLU-117/B) весом 900 кг, с комплектом JDAM получила
обозначение GBU-31 JDAM: GBU-31(V)1/B (для USAF), GBU-31(V)2/B (для USN).
Проникающая бомба BLU-109/B, весом около 900 кг, с комплектом JDAM получила
обозначение GBU-31 JDAM: GBU-31(V)3/B (для USAF), GBU-31(V)4/B (для USN).
В ходе второго этапа программы JDAM планировалось
создание бомбы GBU-35, предназначенной специально для перспективного
самолета F/A-22, а так же комплектов JDAM для модернизации 181 кг бомбы
Mk 81 и 241 кг бомбы Mk 82. Модернизированная фугасная бомба BLU-110,
весом 467кг получила обозначение GBU-35 JDAM (для USN). В 1995 году
комплектом JDAM планировалось оснастить бетонобойную бомбу J-1000 (1000
фунт), но на данный момент это так и осталось в планах.
Модернизированная бомба Mk 81 получила обозначение GBU-29 JDAM, а Mk 82
- GBU-30 JDAM, но эти проекты, фирмы Martin-Marietta, были отменены в
пользу проекта фирмы Boeing - GBU-38 JDAM с Mk 82. Так же вторым этапом
предусматривалась установка комплекта JDAM и на бетонобойную бомбу
BLU-116/B AUP (Advanced Unitary Penetrator) со взрывателем типа HTSF
(Hard Target Sмart Fuze). Модернизированная бомба BLU-116/B получила
обозначение GBU-34 JDAM. Вес GBU-34 с BLU-116/B составляет менее 1020 кг,
что позволяет пременять её с тактических самолетов F/A-18, F-16 и F-117.
По некоторым данным, на GBU-34 c BLU-116/B в перспективе может быть
установлен разгонный ракетный двигатель. Так же в ходе второго этапа
программы JDAM было запланировано разработать новые высокоэффективные
взрыватели, аналогичные используемым на бомбах GBU-15.
В апреле 1994 года ВВС США выбрали фирмы Lockheed Martin и McDonnell Douglas
Aerospace в качестве участников конкурса по первому этапу на разработку и
создание бомбы GBU-31 и GBU-32. Установочная партия УАБ GBU-31 и GBU-32 JDAM
была собрана в октябре 1995 года. И в октябре же 1995 года, фирма Boeing
получила сорокамесячный контракт на создание 2450 комплектов JDAM. Первые
испытания бомб JDAM были произведены в январе 1996 года с бомбардировщиков B-1B
и B-52, а затем и с использованием бомбардировщика B-2. Начальные испытания, на
бомбардировщиках В-1В и В-2, проводились на авиабазах Minuteman (шт. Миссури) и Elisworth (шт. Южная Дакота). В октябре 1996 г. были произведены испытательные
сбросы серийных бомб JDAM с самолетов B-1 (до 24 УАБ), B-2 (до 16 УАБ), B-52 (до
18 УАБ), F/A-18 (2-4) и F-16 (2-4). В ходе этих испытаний было получено 95%
попаданий с КВО равным 9,6 м, в то время как техзаданием оговаривалось значение КВО 13 м. Так же была произведена отработка поражения множественных целей за
один проход. Бомбардировщиком В-2 было сброшено 16 бомб JDAM двумя сериями в
двух зонах. Серийное производство бомб JDAM началась в 1997 г, и к январю 1999
фирмой Boeing было собрано более 800 комплектов JDAM. Так же в 1998 году Phantom
Works (подразделение фирмы Boeing) создала электронный блок противодействия
средствам РЭП. Приемник системы GPS был создан фирмой Collins, а блок
инерциального вычислителя фирмой Honeywell. Приемная антенна размещена в задней
части комплекта JDAM и состоит из четырех элементов. Изначально для работы
аппаратуре JDAM необходимо получать сигналы от пяти опорных спутников системы GPS. В дальнейшем было решено расширить количество каналов приемника GPS до
двенадцати. В апреле 1998 года на ракетном полигоне White Sands в двух полетах
был испытан помехозащищенный приемник GPS, разработанный фирмой Boeing. В том же
году фирмой Alliant Techsystems был выигран контракт на создание неконтактного радиовзрывателя DSU-33B/B для программы JDAM.
Таким образом в ходе реализации первого этапа программы JDAM была создана
система наведения, помещенная в модуль, представляющий собой хвостовую часть,
которая устанавливается на обычную бомбу вместо обычного хвостового модуля.
Изначально рули управления размещались в носовой части бомбы, однако в
последствии от данного решения отказались. На корпус бомбы устанавливаются
аэродинамические гребни, за счет которых расширяется диапазон применения.
В апреле 1999 года на основе опыта, накопленного в ходе войны в Югославии,
начались работы по повышению характеристик бомб JDAM. Была создана автономная
тепловизионная система самонаведения DAMASK (Direct Attack Munitions Affordable
Seeker Kit), с точностью наведения до 3 метров. Комплект повышения точности
DAMASK представляет собой монтируемую в носовой части бомбы тепловизионную ГСН с
цифровым сигнальным процессором. С целью снижения стоимости комплекта группа
создателей DAMASK из Центра боевого применения авиационного вооружения ВМФ США
использовали прозрачный обтекатель, оптику и тепловизионную матрицу
разработанные фирмой Raytheon для автомобилей. Обтекаль выполнен из полимера
методом литья под давлением. Бесплатформенный координатор ГСН не имеет подвижных
частей. Определение цели осуществляется оператором во время планирования вылета.
Оператору достаточно с помощью мыши указать зону цели на плане полета. После
планирования автоматически создается профиль, которые загружается в бортовую ЭВМ
самолета-носителя. Так же цель может быть выбрана летчиком на экране дисплея в
кабине с помощью изображения получаемого от БРЛС или обзорной ИК-станции.
Комплект повышения точности DAMASK
Так же фирмой Alenia Marconi Systems был создан комплект Diamondback,
предназначенный для повышения дальности. Выпускаемые крылья увеличивают
дальность применения бомбы с 16-24 до 64-96 км. Испытания были произведены
фирмой Boeing в 1999 году. Вариант с увеличенной дальностью получил обозначение JDAM-ER, его испытания были произведены в апреле 2000 года на авиабазе Иглин. В
ходе испытания две УАБ GBU-31 с БЧ BLU-109/B, сброшенные с истребите-ля F-16 с
высоты 6000 и 7600 м на скорости соответствующей 0,8М, попали в за-данную точку
прицеливания. При этом их от-нос составил 43,2 и 65 км соответственно. Со-гласно
расчетам, проведенным специалиста-ми фирмы <Боинг> для УАБ GBU-31, крыло может
обеспечивать максимальный относ до 75 км при сбросе с высот порядка 12 000 м на
скорости соответствующей 0,9М.
комплект повышения дальности Diamondback (JDAM-ER)
В январе 2000 г. с фирмой Boeing был заключен контракт на изготовление 7800
комплектов JDAM GBU-31 и GBU-32, а в апреле того же года было заказано ещё 8163
комплектов. Производство осуществляется по 700 комплектов в месяц. В настоящее
время США в течении 10 лет планируют закупить в общей сложности 62000 комплектов
для ВВС и 25500 для ВМФ и КМП.
К 2005 году планируется обеспечить применение бомб, оснащенных комплектом JDAM,
с самолетов F-16С/D, F/A-18, F-15E, AV-8B, P-3, F-14D, F-117, F/A-22, B-1B, B-52
и B-2.
Реализация второго этапа программы JDAM началась в июле 1999 г. испытаниями 225
кг бомбы GBU-30 и GBU-29, но эти проекты, фирмы Martin-Marietta, были отменены в
пользу проекта фирмы Boeing - GBU-38 JDAM с Mk-82. Разработка бомбы GBU-38
началась в 2002г, а серийное производство было развернуто в декабре 2004 г.
Осенью 2004г F-16 и F-18 действующие в Ираке впервые использовали УАБ GBU-38 в
боевых действиях, сбросив две бомбы на цель в центральном Ираке. Бомбы точно
поразили двухэтажную постройку, вызвав минимальный ущерб. К 2005 ВВС планирует
установить GBU-38 на турбовинтовой самолет-разведчик Predator-B.
В марте-мае 1999 г. бомбы JDAM были применены в ходе нападения НАТО на
Югославию. Только бомбардировщиками В-2, действовавшими в небе над Косово, была
сброшено 651 бомба GBU-31 JDAM.
Эти бомбы нашли широкое применение американской авиацией и в ходе
антитеррористической операции в Афганистане в 2001-2002 г. против сил талибов.
На долю этих УАБ пришлось 45% от общего количества израсходованных УАБ. Здесь
же прошли боевые испытания новой БЧ - BLU-118/B проникающей термобарического
действия. О боеприпасе BLU-118/B впервые было сообщено 21 декабря 2001г, а 3
марта 2002г он впервые использовался против комплексов пещер в Афганистане.
BLU-118/B - проникающая БЧ снаряжённая улучшенным термобарическим ВВ, весом
254кг. Длина- 2,5м, диаметр- 370мм, общий вес- 895кг. При её взрыве генерируется
высокое устойчивое давление в ограниченном пространстве, таких как туннели,
подземные бункеры и предприятие. В БЧ используется корпус как на стандартной
проникающей БЧ BLU-109/В, различием является снаряжение. В БЧ BLU-118/B для
инициирования ВВ используется модифицированный взрыватель FMU-143 J/B, с
задержкой до 120мс. Он может срабатывать мгновенно-контактно на поверхности или
с большим замедлением, для максимального проникновения и поражения подземных
сооружений. Все остальные компоненты боеголовки BLU-118/B к настоящему времени
совместимые с BLU-109/B. Снаряжение для BLU-118/B взрывобезопасное ВВ типа
PBXIH-135, НAS-13 или SFAE (воздушно-твердотопливное ВВ). Боеприпас BLU-118/B
может быть оснащён комплектом управления PAWEPAY III или JDAM: УАБ GBU-24,
GBU-27 и GBU-31, а также ракеты AGM-130D и УПАБ GBU-15.
BLU-118/B
В операции "Свобода Ирака" (2003г) расход УАБ серии JDAM превысил 6500 единиц,
причем они были применены уже в первый день боевых действий самолетами ВВС и ВМС
США.
БЧ BLU-109 A/B - проникающая 2000 фнт БЧ, используется в УАБ GBU-31С(V)3 и 4/B
- применяемым по особо защищёным целям.
БЧ BLU-119/B - оружие серии Crash PAD (Prompt Agent Defeat). Это фугасно-сегментная БЧ (модификация Mк 84) заполняемое специальным составом для
поражения стационарных складов биологического и химического оружия без
последующего заражения окружающей территории, используется в УАБ GBU-31(V)5/B
(для USAF). Она снаряжается пакетированными термохимическими контейнерами общей
массой до 140 кг, содержащими гранулированную смесь титана и бора, а также
перхлорат лития. Данная высокотемпературная зажига-тельная смесь разработана по
программе "Вулкан Фэйр". При пробитии боевой частью преграды в зависимости от
времени установки программируемого взрывательного устройства происходит выброс
зажигательных контейнеров, В результате экзотермической химической реакции (высвобождаемая
энергия - до 2300 кал/г), сопровождаемой повышением температуры до 1500 °С (в
течение 15 мин) выделяются атомарные хлор (до 16 кг) и фтор, а так же хлористо-
и фтороводородные кислоты. Предполагается, что продукты реакции совместно с
высокой температурой способны нейтрализовать химическое или биологическое оружие
(бактерии сибирской язвы, лихорадки Эбола и других тяжелых заболеваний), а малое
избыточное давление реакции (не более 0,03 кг/см2) исключает выброс веществ на
поверхность. Разрушение контейнеров с отравляющими веществами или агентами
биологического оружия обеспечивается входящими в состав БЧ специально
разработанными осколочными элементами.
УАБ GBU-31 (V)1 и 2 JDAM состоит из комплекта JDAM, установленного на бомбе
свободного падения Mk.84 и взрывателя FMU-143 или FMU-152/B JPF (Joint
Programmable Fuze - единый программируемый взрыватель, позволяет устанавливать
задержку детонации до 24 часов). Аппаратура самонаведения, размещенная в
конической хвостовой части, состоит из пяти элементов: комбинированного
инерциального блока и приемника GPS, цифровой системы управления полетом,
электрической батареи и системы распределения электропитания, приводов
управления и четырех подвижных рулей. Приемник GPS оснащен двумя антеннами. В
настоящее время фирмой Boeing была создана и испытана антенная система,
состоящая из четырех элементов.
Перед вылетом боевое задание
загружается на самолет-носитель. В боевом задании указывается диапазон
применения, координаты цели и параметры самонаведения. Сразу же после
включения электропитания на борту носителя, начинается инициализация
систем бомбы JDAM через интерфейс MIL-STD-1760. В процессе инициализации
осуществляется самодиагностика и согласование инерциальной навигационной
системы с INS самолета-носителя. До самого сброса бомбы система
наведения получает текущие координаты носителя, скорость полета и
координаты цели от самолета-носителя. После сброса, аппаратура
самонаведения направляет бомбу на цель по координатам, полученным от
носителя, постоянно корректируясь по данным системы GPS. Совместное
использование INS и GPS, обеспечивает круговое вероятное отклонение
10-15 метров от цели. В случае отсутствия опорных сигналов наведение
будет осуществляться с помощью инерциальной системы, при этом
достигается точность до 30 м. Применение бомб, оснащенных комплектом
JDAM, может осуществляться с широкого диапазона высот и маневров. После
проведения в 1996 году продувок JDAM в аэродинамической трубе,
максимальная скорость применения была установлена в 1,3 М.
УАБ JDAM представляют собой дешевые комплекты для модернизации обычных бомб
свободного падения Mk 82 (BLU-111), Mk 83 (BLU-110), Mk 84 (BLU-117), BLU-109,
BLU-116, и др. в высокоточные боеприпасы, наведение которых осуществляется
посредством инерциальной навигационной системой с коррекцией от системы
спутниковой навигации GPS. Из-за возможности всепогодного применения, к
программе JDAM проявили большой интерес различные государства. В июле 1999 г.
Великобритания сделала запрос о возможности обеспечения применения бомб JDAM на
самолетах Tornado GR.4. В ноябре 1999 г. Израиль сделал заказ на 700 комплектов.
Так же интерес проявили Италия и Германия (заказано 400 комплектов).
Таким образом на данный момент семейство УАБ JDAM включает:
-
GBU-31:с 2000фнт фугасной БЧ Mk 84 или BLU-117
-
GBU-31:с 2000фнт проникающей БЧ BLU-109/B
-
GBU-31: с 2000фнт проникающей термобарической БЧ BLU-118/B
-
GBU-31: с 2000фнт фугасно-сегментной БЧ BLU-119/B серии Crash PAD
-
GBU-32: с 1000фнт фугасной БЧ Mk 83
-
GBU-34: с 2000фнт проникающей БЧ BLU-116
-
GBU-35: с 1000фнт фугасной БЧ BLU-110
-
GBU-38: с 500фнт фугасной БЧ Mk 82 или BLU-111.