Семейство штурмовых низковысотных авиабомб ОФАБ-250Ш, создано в 70-х в первую
очередь для оснащения новых, тогда ещё, фронтовых бомбардировщиков Су-24.
Позднее их применение освоили и с других типов носителей.
Осколочно-фугасные авиационные бомбы ОФАБ-250ШН/ШЛ предназначены для поражения
расположенной вне укрытий живой силы, легкобронированной и легкоуязвимой
техники, военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, лёгких войсковых
фортификационных сооружений, автоколонн, самолетов на аэродромах и др. целей с
малых и предельно малых высот. Авиабомба имеет тормозное устройство парашютного
типа ((площадь купола - 3м2)), снаряжена взрывательным устройством допускающим
их бомбометание с горизонтального полета с высот 25-500м при скорости
530-1200км/ч (для ОФАБ-250ШН). Критическая скорость снижения ОФАБ с парашютной
системой - 45 м/с. Взрыватели термостойкие инерционно-реакционного действия с
электрическим и механическим запуском. Обеспечивают мгновенно-контактное и
замедленное действие. Возможно оснащение и взрывателем минного типа.
Авиабомба ОФАБ-250ШЛ предназначена для поражения войсковых и тыловых объектов
противника:
-
легкоуязвимой техники типа: самолет на открытой стоянке и в обваловании, РЛС,
ПУ ракет, бронетранспортеры, автотехника и живой силы в окопах, траншеях и на
открытой местности - при надповерхностном подрыве авиабомбы;
-
заводских зданий, железнодорожных узлов, наземных складских помещений,
переправ, построек городского типа и т.п. - при контактном подрыве авиабомбы;
Виды действия авиабомбы:
При падении бомбы раскрывается тормозной парашют, после чего выбрасывается из
головной части АБ лидер - упредительное устройство (длина жгута лидера
упредителя - 5 м). При касании лидера поверхности, замыкаются его инерционные
замыкатели и происходит подрыв АБ. При отказе лидера, взрыв произойдет при
встрече АБ с преградой. Отличительной особенностью этих бомб является наличие
лидирующего устройства, обеспечивающего подрыв авиабомб над поверхностью земли
на высоте 3-5 м в зависимости от угла подхода, что увеличивает характеристики их
поражающего действия на равнинной местности по сравнению с бомбами ФАБ-500ШН и
ОФАБ-250ШН в среднем на 20%. Применение этих бомб наиболее целесообразно по
легкоуязвимой технике в капонирах и при существенных неровностях местности, в
том числе по целям, расположенным на насыпях (дамбах, холмах).
Осколочно-фугасная авиационная бомба ОФАБ-250ШН предназначенная для поражения
ракетных установок , артиллерийских орудий, самолётов на стоянках, станций
наведения, автомашин, бронетранспортёров, складов боеприпасов, железнодорожных
узлов и станций с подвижным составом, живой силы противника и других подобных
объектов.
Виды действия взрывательного устройства АВУ-529:
-
мгновенное;
-
с малым замедлением 1,6-2,6 с;
-
со штурмовым замедлением 20-32 с.
ОФАБ-250ШЛ
ОФАБ-250ШН
Устройство авиабомбы обеспечивает высокую боеготовность так как с
завода-изготовителя они поступают уже окончательно снаряжённые взрывателями. Его
конструкция обеспечивает раскрытие встроенной парашютной системы, взведение цепи
штурмового, замедленного или мгновенного действия взрывателя, взависимости от
времени падения, срабатывания или отказа механизма раскрытия парашюта. Бомба
оснащена хвостовым отсеком, в котором расположен тормозной парашют,
выпускающийся в момент сброса бомбы. Парашют увеличивает сопротивление бомбы и,
как следствие, сильно замедляет скорость падения. Это позволяет производить
бомбометание с малых высот, поскольку самолёт-носитель за время падения бомбы
успевает покинуть зону разлета её осколков.
Авиабомба обладает комбинированным поражающим действием. Она снабжается фугасным
зарядом, а необходимая осколочность обеспечивается специальной конструкцией
корпуса бомбы – насечки (канавки) на внутренней части корпуса для
организованного дробления. При подрыве БЧ образуется плотное высокоскоростное
осколочное поле, с осколками разных фракций, имеющих достаточно большой радиус
разлёта.
Сейчас ОФАБ-250ШН/ШЛ применяются с тактических самолётов всех типов.