"Иван" - термоядерное устройство,
разработанное в середине 50-х годов группой физиков под руководством
академика И.В. Курчатова. В группу входили Андрей Сахаров,
Виктор Адамский, Юрий Бабаев Юрий Трунов и Юрием Смирнов.
Первоначальный вариант бомбы массой 40 т по понятным причинам был отвергнут конструкторами ОКБ-156 (разработчики Ту-95). Тогда ядерщики обещали
уменьшить ее массу до 20 т, а самолетчики предложили программу соответствующей модификации Ту-16 и Ту-95. Новое ядерное устройство по традиции, принятой в СССР, получило кодовое обозначение
"Ваня" или "Иван", а выбранный в качестве носителя Ту-95 получил название Ту-95В.
Первые проработки по этой теме начались сразу после переговоров И.В.Курчатова с А.Н.Туполевым, который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А.В.Надашкевича.
Проведенный прочнистами анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьезных изменений в силовой схеме исходного самолета, в конструкции грузоотсека и в
устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 г. был согласован габаритный и весовой чертеж "Ивана", а также компоновочный чертеж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы
составляла 15% взлетной массы носителя, но ее габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески "Ивана" новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242)
был близким по конструкции к БД-206, но значительно мощнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъемностью 9 т каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам,
окантовывавшим грузоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы. Электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трех замков, что диктовалось условиями
безопасности.
17 марта 1956 г. вышло постановление Совмина, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в Жуковском
с мая по сентябрь, когда Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения летных испытаний. Они велись под руководством п-ка С.М.Куликова до 1959г., включали сброс макета "супербомбы" и
прошли без особых замечаний.
Носитель "супербомбы" был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущев собирался в США, и в "холодной войне" наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в
Узин, где он использовался как учебный самолет и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка "холодной войны", испытания "супербомбы" вновь стали актуальными. На
Ту-95В срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета и теперь превышала
размеры отсека (масса бомбы - 24 т, парашютной системы - 800 кг).
Подготовленный Ту-95В перегнали на северный аэродром в Ваенге. Вскоре он со специальным термозащитным покрытием белого цвета и реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем во главе с
летчиком Дурновцовым, взял курс на Новую Землю. Испытание самого мощного в мире термоядерного устройства состоялось 30 октября 1961 г. Подрыв бомбы произошел на высоте 4500 м. Самолет тряхнуло,
а экипаж получил некоторую дозу радиации. Мощность взрыва по разным оценкам составила от 75 до 120 Мгт. Хрущеву доложили о взрыве бомбы в 100 Мгт, и именно эту цифру он называл в своих
выступлениях.
Результаты взрыва заряда, получившего на Западе имя - Царь-бомба, впечатляли - ядерный
"гриб" взрыва поднялся на высоту 64 километра (по данным американских станций наблюдения), ударная волна возникшая в
результате взрыва три раза обогнула земной шар, а электромагнитные
излучения взрыва стали причиной помех радиосвязи в течении одного часа.