В филиале НИИ-1 МОП, согласно Постановлению
2469-1022, началась разработка авиационного реактивного снаряда
АРС-160 "Пика" осколочно-фугасного действия. На заводские наземные
испытания в 1-м квартале 1954 г. поступило 400 снарядов с
электровзрывателями ЭВ-54(ЭВ-55)разработки НИИ-137 МОП. Они прошли с
положительными результатами.
В 1953 г. на заводе 81МАП тему 361 по разработке универсальных ПУ для
реактивных снарядов среднего калибра переориентировали с АРС-140-150 на
снаряды АРС-160. На заводе разработали техническую документацию на ПУ,
изготовили их опытные образцы и поставили заказчикам на испытания.
Представители НИИ-1 МОП получили два комплекта, завода 155 МАП
-двенадцать, а НИИ ВВС -два. Кроме того, на заводе разработали техническую
документацию на модернизацию АПУ-4 и АПУ-5, улучшив их конструкции и
отработав "универсальность" использования, а также изготовили опытные
образцы для заводских испытаний. Последние показали, что АПУ-5М
обеспечивают стрельбу снарядами АРС-160, АРС-212 и АРС-212М с взрывателями
ЭВ-52 и ЭВ-55 с истребителей МиГ-17.
Заводские летные испытания снарядов АРС-160 в комплексе с взрывателями
ЭВ-54 (ЭВ-55) решено было проводить на истребителе МиГ-17 54210443. На
самолете для этого установили пусковые устройства АПУ-5М и прибор зарядки
взрывателей ПЗВ-54. Стрельба осуществлялась с помощью прицела АП-2Р. В
середине октября 1954 г. самолет поступил в ГК НИИ ВВС, где в течение
месяца (с 22 октября по 22 ноября) было выполнено сорок два полета и
отстреляно восемьдесят снарядов АРС-160 с шестьюдесятью тремя взрывателями
(семнадцать снарядов было снаряжено макетами взрывателей). Для испытаний
поступило три партии снарядов АРС-160, которые различались снаряжением БЧ
- инертные (17), серно-пороховые (42) и со смесевым взрывчатым веществом
ТГС-16 (21).
В целом испытания показали безопасность стрельбы, как в горизонтальном
полете, так и в установившемся пикировании на скоростях 525-950 км/ч и
высотах 300-13000 м. Материальная часть работала безотказно и не оказывала
существенного влияния на конструкцию самолета и работу его силовой
установки. Правда, случались и казусы - на правом вираже произошел удар
снаряда об обтекатель АПУ-5М, в результате чего в пусковой образовалась
вмятина глубиной 25 мм. В итоге индивидуальное рассеивание, которое по ТТТ
не должно было превышать 2-3 тысячных дальности, по результатам
четырнадцати наблюдений оказалось больше в 3-4 раза. Кроме того, во время
ночной залповой стрельбы произошло ослепление летчика, после чего
зрительное восприятие вернулось к нему только через 3-5 с.
Электровзрыватель ЭВ-54 (ЭВ-55) "проявил себя" с лучшей стороны - он был
безопасен, не допускал случайных срабатываний и обеспечивал надежное
дистанционное действие.
В дальнейшем на основании Постановления СМ СССР 2543-1224 от 30
декабря 1954 г. и приказов по МАП 9 от 8 января и 91 от 17 февраля 1955
г. испытания снаряда АРС-160 предполагалось провести в составе системы
вооружения истребителя МиГ-19, который к этому времени был запущен в
серийное производство.
В соответствии с этим в ОКБ-155 приступили к оборудованию истребителя
МиГ-19 (заводской шифр СМ-2Г) четырьмя АРС-160. Их заряжали в два
спаренные пусковые устройства разработки завода 81 МАП. Хотя, учитывая,
что подвесная база АРС-160 и АРС-212, а также расстояния между
пиропатронами были одинаковыми, новые снаряды можно было вполне нормально
транспортировать и пускать с ПУ-21. Однако, на вооружение "Пика" так и не
поступила - ее огневая мощь yстyпала штатному
снаряду С-21, а по характеристикам точности стрельбы она была сравнима с
АРС-212М.
Дело в том, что в конструкции двигателя АРС-160 применили сопловой
коллектор- толстую стальную крышку с девятнадцатью
соплами,соосными с продольной осью боеприпаса. В отличие от коллекторов
ТРС, где все наклонные сопла располагались по окружности, образуя кольцо,
по коллектору "Пики" прямые сопла разместили равномерно от центрального
двумя кольцами. Хотя это и не позволяло "закрутить" снаряд вокруг
продольной оси, тем не менее, в большей мере усредняло эксцентриситет
реактивной силы, по сравнению с односопловыми снарядами.
Для стрельбы по наземным целям снаряжать АРС-160 планировали
радиолокационным взрывателем, но его экспериментальная отработка в филиале
НИИ-504 так и не была закончена. И в итоге спустя три года после открытия
работ по "Пике" решением СМ СССР от 12 июня 1956 г. переоборудование
МиГ-19 пусковыми устройствами под АРС-160 было прекращено в стадии
подготовки самолета к заводским летным испытаниям. С этим боеприпасом в
ВВС закончилась эпоха авиационных реактивных снарядов, стабилизируемых на
траектории только за счет собственного жесткого оперения.