На основании Постановления СМ СССР N 5119-2226 и приказа по МАП
N1264
два истребителя МиГ-17 (заводское обозначение СИ-21М) планировалось
вооружить двумя модернизированными снарядами АРС-212М "Овод-М" и
представить их на госиспытания в IV-м квартале 1952 г. В октябре-ноябре
1952 г. в ОКБ-155 подготовили рабочие чертежи и передали
их на завод N21 для оборудования самолетов пусковыми установками АПУ-5.
Следует отметить, что на заводе N81 МАП эти работы проходили по теме N365,
в рамках которой для испытаний АРС-212М были в это же время разработаны
макетные образцы одноразовых (сбрасываемых после выстрела ПУ, выполненных
на основе АПУ-212). Но в намеченные сроки передать самолеты на испытания
не удалось, из-за задержки разработки и поставки необходимого прицела
АСП-5Н. Вскоре на основании Постановления СМ СССР N1081-442 от 18 апреля
1953 г. и приказа по МАП N202 от 8 мая 1953 г. работы были прекращены по
первому экземпляру СИ-21М в стадии заводских летных испытаний, проходивших
с января 1952 г., по второму - на стадии подготовки к испытаниям.
АРС-212М
Но осенью 1953 г. к этому вопросу вернулись снова. Попытки устранить
недостатки, присущие снаряду С-21, были направлены на повышение дальности
и точности стрельбы. На основании Постановлений СМ СССР N2469-1022 от 19
сентября 1953 г. и 2543-1224 от 30 декабря 1954 г. в МОП и МАП приступили
к модернизации авиационной реактивной системы АРС-212. В частности, в
НИИ-1 6-го ГУ МОП над 212-мм снарядом работал тот же коллектив. Известны,
по крайней мере, три промежуточные модификации снарядов, разработанные в
рамках программы "Овод-М",- АРС-212М, АРС-212-ОС и АРС-212-ОФМ. Иногда
последнюю ошибочно называют снарядом С-21М, но это неверно - данное
наименование могло бы стать правомочным только в случае принятия снаряда
на вооружение.
От прототипа новый боеприпас существенно отличался только двигателем.
Дело в том, что в период с 1952 по 1956 г. в НИИ-125 (впоследствии НИХТИ -
Научно-исследовательский химико-технологический институт, ныне - ФЦДТ -
Федеральный Центр двойных технологий "Союз") подмосковного города
Дзержинский разработали семишашечный РЗ из одноканального пороха длиной
996 мм рецептуры РСИ-60 для авиационного снаряда АРС-212-ОФМ "Овод-М", в
перспективе готового поступить на вооружение под наименованием С-21М.
Срок предъявления на государственные наземные и летные испытания 600
снарядов, оснащенных взрывателями ЭВ-54, был назначен на II-и квартал 1954
г. Но в связи с тем, что не все составные части авиационной реактивной
системы АРС-212М к началу госиспытаний были готовы, ее испытывали в НИИ
ВВС поэтапно, по мере сдачи промышленностью объектов.
Согласно упомянутому Постановлению СМ N2469-1022 и приказу МАП
N86 от 2
октября 1953 г. коллективу ОКБ-155 совместно с заводом N31 необходимо было
оборудовать один самолет МиГ-17 пусковыми устройствами АПУ-5 для стрельбы
снарядами АРС-212М, прибором зарядки взрывателей ПЗВ-54 и прицелом АСП-5Н,
и передать его на государственные испытания во II-м
квартале 1954 г. Все необходимые чертежи разработали и передали заводу N31
в срок. Но и в этом случае сдать вовремя самолет на госиспытания не
удалось. Это было вызвано тем, что ВВС потребовали оборудовать системой
АРС-212М и прицелом АСП-5Н, сопряженным с радиодальномером "Радаль-М",
истребитель МиГ-17Ф вместо ранее предусмотренного МиГ-17. При этом
поставку прицела снова задержали, поэтому окончательное переоборудование
самолета завершилось только в марте 1955 г.
МиГ-17 с АРС-212М
Такая комбинация прицела с радиодальномером благодаря их взаимодействию
с прибором-установщиком и прибором зарядки взрывателей позволяла свести к
минимуму ошибку в установке времени срабатывания электровзрывателя
реактивного снаряда на траектории. Хотя к этому времени наши и без того
непритязательные пилоты уже привыкли вводить дальность цели в прицел
вручную,- в случае с МиГ-17Ф у заказчика впервые появилась возможность
полностью реализовать немецкую схему. Как упоминалось выше, она
предусматривала автоматизацию процесса прицеливания и была конструктивно
заложена в авиационный комплекс 212-мм реактивной системы R-100BS. Следует
отметить, что основу этого комплекса у немцев составлял радиодальномер,
однако просто воспроизвести трофейную и еще "сырую разработку" в НИИ-504 МСХМ и в НИИ-108 МПСС оказалось недостаточно.
Испытания авиационной реактивной системы АРС-212М проходили в период с
15 апреля по 30 июня 1955 г. как на земле, так и в воздухе. При этом была
отмечена недопустимо большая (до 100 м по дальности) величина задержки в
срабатывании электровзрывателя ЭВ-54, а также "разброс точек разрыва"
(около 4 м в районе цели). Учитывая, что поступление АРС-212М на
вооружение в составе самолета МиГ-17Ф не предполагалось, испытатели не
очень отчаялись таким результатам. Между тем для проведения летных
испытаний на основании приказа МАП N91 от 17 февраля 1955 г. и договора с
ВВС СА N52050 в 1956 г. В ОКБ-155 дооборудовали истребитель МиГ-19
N59210406 (заводской шифр СМ-2Б) двумя пусковыми устройствами АПУ-5 для
стрельбы снарядами АРС-212М. Самолет прошел заводские испытания и был
предъявлен на государственные летные испытания как со снарядами ТРС-190,
так и АРС-212М.
В период с 12 ноября 1956 г. по 5 июля 1957 г. состоялись
государственные лабораторные, наземные и летные испытания
радиолокационного взрывателя АР-12М в составе снаряда АРС-212М. Это
направление работ было открыто для повышения точности стрельбы
авиационными реактивными снарядами по воздушным целям, а вернее сказать,
для уменьшения ошибок определения дальности цели при вводе времени
срабатывания в электровзрыватели. Принцип действия радиовзрывателя был
основан на детекции металла в зоне диаграммы направленности с тем, чтобы
подорвать БЧ снаряда на подходе к самолету противника или, как говорят на
флоте, на траверзе. Эти испытания выявили необходимость доработки АР-12М,
поскольку в поведении последнего невозможно было усмотреть никакой
закономерности - взрыватель уверенно срабатывал, но только тогда, когда
"считал" это нужным, угрожая поразить фрагментами мощной
осколочно-фугасной БЧ все вокруг - даже
собственный самолет-носитель.
Кроме того, для уменьшения индивидуального рассеивания снарядов
АРС-212М в НИИ-1 МОП1 полностью переконструировали сопловой блок
боеприпаса, установив четыре раструба с наклоном в 2град. 5' относительно его
продольной оси. Экспериментальные летные испытания по определению
индивидуального рассеивания новых снарядов с взрывателями ЭВ-54 проходили
в период с 1 августа по 3 сентября 1958 г. В результате установили, что
при стрельбе на высоте 16000 м данное конструктивное новшество ненамного
уменьшает величину рассеивания.
Также в составе снаряда АРС-212М в период с 12 сентября 1958 г. по 29
мая 1959 г. проходил государственные лабораторные, наземные и летные
испытания неконтактный электрооптический взрыватель "Зарево". Испытания
также выявили необходимость его доработки. Дело в том, что центральные
органы советской власти в это время очень сильно беспокоили дрейфующие и
управляемые НАТО-вские аэростаты, засылаемые в наши воздушные рубежи с
попутным ветром. На борту они имели либо разведывательную аппаратуру, либо
агитационную литературу религиозного и антисоветского характера. А
поскольку на неметаллические оболочки таких воздушных судов
радиолокационные взрыватели не реагировали, то для стрельбы по довольно
трудно сбиваемым аэростатам сотовой конструкции решено было оснащать
снаряды АРС-212М электрооптическими взрывателями, срабатывающими на любое
инородное тело, по освещенности резко отличающееся от естественного фона.
Стоит отметить, что еще в 1956 г. в ЦКБ-589 МОП разработали и
изготовили по договору с ВВС для самолетов МиГ-19 опытные образцы
авиационного полуавтоматического стрелкового прицела АСП-5НМ, который был
сопряжен с датчиками углов атаки и скольжения, а также с радиодальномером
СРД-5 "База-6", что теоретически должно было обеспечить более высокую
точность стрельбы реактивными снарядами. Для проведения его летных
испытаний в ОКБ-155 разработали компоновочные чертежи размещения нового
оборудования на истребителе МиГ-19 и передали на завод N21. В октябре 1959
г. на самолете МиГ-19С N 61210415 с положительным результатом завершились
государственные летные испытания прицела АСП-5НМ с баллистикой снаряда
АРС-212М. Пилоты отмечали, что хотя прицел и работоспособен во всем
диапазоне скоростей и высот полета самолета, сам процесс прицеливания
гораздо сложнее, чем с баллистикой снаряда С-5М - чрезвычайная подвижность
дальномерной сетки требовала от летчика значительно большей сноровки, а
значит и времени для тренировки. При этом ошибки ее наводки хотя и не
превышали 8-10 тысячных дистанции, тем не менее, были больше, чем при
стрельбе снарядами С-5М (6-8 тысячных дистанции).
МиГ-19 с АРС-212М
Между тем, в ходе испытаний при стрельбе с истребителя МиГ-19 на
дальностях 1590-1800 м по буксируемой бомбардировщиком Ил-28 со скоростью
570-600 км/ч на высоте 5000-7000 м планер-мишени ПМ-ЗЖ под ракурсом
1/4-2/4 снаряды АРС-212М дали вероятное отклонение, приведенное к
круговому, в 6,8 тысячных и систематическую ошибку по дальности в 7
тысячных, а по направлению - в 0,2 тысячных
дальности. Полученная точность стрельбы снарядами АРС-212М считалась
удовлетворительной. Из пятнадцати зачетных наблюдений с учетом упрежденной
дальности в 2000 м на расстоянии 30 м (в радиусе эффективного действия БЧ)
прошло десять снарядов, в 17-ти метрах (в радиусе надежного действия БЧ)
- четыре снаряда. Однако с учетом
самопроизвольных срабатываний радиолокационных взрывателей АР-12М (15% и
более) реальное количество эффективных выстрелов было меньше.
В целом полет снарядов при пуске с истребителей МиГ-17Ф и МиГ-19 был
устойчив на всей траектории. АРС-212М обладали огневой мощью, достаточной
для поражения воздушной цели (при стрельбе в заднюю полусферу и при
разрыве на дальности до 30 м). К примеру, в ходе экспериментальной
проверки эффективности стрельбы на высоте 10000 м по самолету-мишени
Ил-28, цель поразили осколками на расстоянии 25 м сзади, 14 м сверху и 16
м справа. Это привело к возникновению пожара в районе левого двигателя и
потере управляемости цели. Эффективность действия снаряда с БЧ,
снаряженной взрывчатым веществом ТГА-16, превосходила аналогичный
боеприпас с тротиловым снаряжением.
Тем не менее, авиаторы по результатам всех испытаний, завершившихся к
концу I960 г., заключили, что авиационная реактивная система АРС-212М не
соответствует ТТТ ВВС из-за недостаточной эффективности стрельбы по
воздушным целям, а потому не может быть рекомендована на вооружение.
Правда, в целях увеличения боевых возможностей истребительной авиации ими
была отмечена целесообразность разработки на базе системы АРС-212М
неуправляемой авиационной реактивной системы со снарядом
осколочно-фугасного действия с организованным дроблением БЧ и неконтактным
взрывателем, надежно работающим в радиусе 30 м.
Основные "нарекания" испытателей относились к радиолокационным
взрывателям АР-12М и электрооптическим "Зарево" круглосуточного варианта
- из-за их недостаточной помехозащищенности.
Преждевременные срабатывания снарядов на траектории были небезопасны для
самого носителя. А самое главное - эффективность
стрельбы с самолета по воздушным целям становилась минимальной.
Однако стоит отметить, что когда в период с б мая по 18 июля 1957 г. на
истребителе МиГ-19 N59210406 прошли государственные летные испытания
установки авиационной реактивной системы АРС-212М, их результаты
удовлетворили всем основным требованиям ТТТ ВВС. Поэтому основные усилия
требовалось сосредоточить на доводке взрывателей. Тем не менее, на
вооружение система АРС-212М не поступила, скорее всего, по политическим
соображениям - в этот период как раз начались
"хрущевские реформы ВВС". В итоге под любыми предлогами в Министерстве
обороны сворачивали программы перспективных разработок авиационной техники
и все финансы "перекачивались" ракетным войскам стратегического
назначения.