Авиационный реактивный снаряд АРС-70 "Ласточка"
калибра 71 мм разработки ОКБ-16 (индекс
разработчика - 7П) с БЧ фугасного действия явился "русифицированным
вариантом" созданного германскими специалистами в 1945 г. 73-мм НАРС типа
Hs 217 Fen. Работы по "Ласточке" были начаты на основе Постановления СМ
СССР ¦2469-1022 от 19 сентября 1953 г. (ведущий конструктор - Г.М.Шах-Назаров). Как и АРС-57
"Скворец", "Ласточка" предназначалась для
борьбы с воздушными целями. Для стрельбы снарядами АРС-70 разработали
однозарядное реактивное орудие ОРО-70 и пятиствольный блок РО-70-5. В
декабре 1953 г. на заводские наземные испытания поступили опытные образцы
"Ласточки", одиночные реактивные орудия ОРО-70 для них и прибор управления
стрельбой.
Первоначально ОКБ-155 предписывалось оборудовать двумя блоками РО-70-5,
прицелом АСП-5Н и прибором управления стрельбой ПУ-2 истребитель МиГ-17 и
передать его на заводские летно-огневые испытания к середине, а на
государственные - к концу 1954 г. Однако вскоре, как в случае с четырьмя
МиГ-17 для войсковых испытаний системы АРС-57, военные потребовали
оборудовать системой АРС-70 истребитель МиГ-17Ф, что в итоге и было
сделано. Кроме того, отставание от графика также было вызвано
необходимостью передачи задания по оборудованию самолета сначала заводу
¦21, а затем заводу ¦31.
Заводские испытания системы АРС-70 в составе вооружения истребителя
МиГ-17Ф ¦0415353 провели в ГК НИИ ВВС в июне 1955 г. Ведущим инженером по
испытаниям "Ласточки" в НИИ ВВС был назначен майор В.Тарасов, ведущим
летчиком - капитан Петров. На испытаниях реактивной системы выполнили 25
полетов (из них 23 - со стрельбой) с общим налетом в 9 ч 51 мин. На земле
и в воздухе отстреляли 155 снарядов АРС-70 в боевом и инертно-имитационном
(сера с порохом) снаряжении, а также израсходовали 123 взрывателя В-463А в
боевом и 27 в инертном снаряжении. При наличии нескольких замечаний
систему признали выдержавшей заводские летные испытания, и после
устранения недостатков рекомендовали к предъявлению на госиспытания.
Так как в 1954 г. в серийное производство был запущен истребитель
МиГ-19, то в соответствии с Постановлением СМ СССР ¦2543-1224 от 30
декабря 1954 г. и приказами МАП ¦9 от 8 января и ¦91 от 17 февраля 1955 г.
ОКБ-155 предписывалось оборудовать одну из машин реактивной системой
АРС-70 к середине 1955 г. для проведения госиспытаний. Для этого ОКБ-155
необходимо было передать заводу ¦81 рабочие чертежи блока РО-70-5 и
технические условия его производства. В свою очередь заводу ¦81 поручали
доработку, изготовление и поставку одного комплекта к 15 июня 1955 г.
Реактивной системой АРС-70 оборудовали серийный МиГ-19
¦59210420. который с этим вариантом вооружения получил заводское
обозначение СМ-2А. Блоки РО-70-5 подвешивали как на выносных балках, так и
на местах установки подвесных топливных баков. Помимо того, самолет
оснастили прицелом АСП-5Н второго варианта, сопряженным с радиодальномером
"Радаль-М",
и прибором управления стрельбой ПУ-2. Однако госиспытания системы не
проводили и спустя два года тему закрыли.
МиГ-19 с АРС-70
Реактивным снарядам АРС-70 так и не суждено было поступить на
вооружение отечественной авиации, несмотря на неплохие результаты
испытаний. Это было связано с тем. что в 1956 г. МАП и ВВС признали
необходимым и дали указания разработчикам сократить количество типов НАРС,
имея в виду необходимость установления для серийного производства
минимально необходимого "ассортимента", предназначенного для вооружения
истребителей и фронтовых бомбардировщиков. Поэтому было предписано
прекратить все работы по снаряду АРС-70, как "не полностью отвечающему
современным требованиям".
В 1957 г. успешно завершились заводские испытания снарядов АРС-70М
улучшенной баллистики с взрывателями В-5М, однако в системе вооружений
действующих и перспективных самолетов ударной авиации эти боеприпасы не
значились. В итоге работы над ними в ОКБ-16 также прекратили.