В июле 1943 года под влиянием британских разработок реактивных снарядов для
борьбы с подводными лодками американцы инициировали собственные разработки для
флота. Результатом явилось появление в конце 1943 года неуправляемой
противолодочной ракеты калибра 3.5 дюйма или 89 мм, обозначенной как "3.5-Inch
FFAR" (Forward Firing Aircraft Rocket – дословно, - стреляющая вперед
авиационная ракета).
5-дюймовая ракета "5-Inch FFAR"
Масса ракеты составляла 24.5 кг из которых 9 кг приходилось на целиковую
бронебойную боеголовку, длина 1.38 м. Пороховой маршевый двигатель тягой 10.4 кН
обеспечивал ей скорость 360 м/с или 1290 км/ч. Эффективная дальность стрельбы
составляла 1370 метров. Ракета уверенно держала траекторию, достигая подводной
цели на глубине до 40 метров.
Применяла "3.5-Inch FFAR" исключительно морская авиация США, да и то недолго, не
смотря на то, что объем выпуска составил около 10 тыс. ракет в месяц с сентября
1943 года. Ракета оказалась недостаточно мощным оружием для борьбы с подводными
лодками и в декабре 1943 года в серию пошла более мощная 5-дюймовая "5-Inch FFAR",
в которой использовался тот же самый маршевый ракетный двигатель диаметром 89 мм,
на который монтировалась увеличенная до 127 мм фугасная боевая часть.
Первоначально выпуск осуществлялся параллельно с 3.5-дюймовыми ракетами, но с
середины 1944 года 5-дюймовая версия полностью вытеснила первую с конвейера.
Учитывая то, что маршевому двигателю пришлось "таскать" более тяжелую боевую
часть, скорость 5-дюймовой версии заметно снизилась – до 217 м/с или 780 км/ч.
Снижение скорости, правда компенсировалось мощностью фугасного действия 20 кг
боевой части, содержащей 2.9 кг взрывчатки.
Длина "5-Inch FFAR" составляла 1.65 м, масса 36 кг, дальность пуска 1.6 км.
5 дюймовые ракеты FFAR под крылом
F4U
Реактивные снаряды "5-Inch FFAR" выпускались до конца войны и активно
применялись американской морской авиацией, главным образом на Тихом океане,
однако, несмотря на высокую эффективность, естественным было желание поднять
скорость ракеты хотя бы до уровня предыдущей 3.5-дюймовой версии, сохранив при
этом разрушительное действие 127-мм фугасной боевой части.
Реактивные снаряды "5-Inch FFAR" еще только начали поступать на вооружение
морской авиации, а на испытания уже вышла одна из самых эффективных ракет 2-й
Мировой войны 127-мм "Святой Моисей" ("Holy Moses")- "5-Inch
HVAR" (High
Velocity Aircraft Rocket – дословно, - высокоскоростная авиационная ракета),
совместившая в себе высокую скорость и проникающую способность бронебойной
"3.5-Inch FFAR" и разрушительное действие фугасной "5-Inch FFAR".
В случае с реактивным снарядом HVAR разработчики изначально предполагали два
типа боевых частей массой 20.4 кг – бронебойную болванку и фугасную, содержащую
3.5 кг взрывчатки. Длина ракеты составляла 1.83 м, масса 64 кг. Более мощный
маршевый твердотопливный двигатель сообщал ей скорость 420 м/с или около 1520 км/ч.
Предельная дальность пуска составляла 3 мили, то есть около 5 км. Разумеется, на
такой дальности не то, что попасть, увидеть что-либо было проблематично, но
эффективная дальность 2 – 2.5 км была вполне достижима.
Ракеты HVAR
Поступившая на вооружение как морской, так и армейской авиации США в июле 1944
года, "5-Inch HVAR" показала себя очень эффективным и мощным оружием, впервые
достигнув приемлемой точности. Применяли их очень широко. Существовали десятки
вариантов серийных и экспериментальных подвесок ракет "HVAR" на самых разных
самолетах армии и флота США. Перечислять типы самолетов, использовавших "HVAR" в
бою, нет смысла, ибо не ставили их разве что только на стратегические
бомбардировщики. Оценить процент попаданий в цель типа танк довольно сложно,
учитывая то, что отчеты пилотов, выполнявших штурмовые миссии в конце войны,
завышены в несколько раз. Но очевидно то, что точность реактивных снарядов "HVAR"
не шла ни в какое сравнение с аналогичными ракетами Великобритании и СССР. Лишь
поздние противотанковые немецкие ракеты превосходили ее в точности стрельбы, при
этом будучи узкоспециализированными, и не шли ни в какое сравнение с ней по
мощности боевой части.
Что касается бронепробиваемости, то по американским данным с дистанции 1 мили
"5-Inch HVAR" с бронебойной боевой частью пробивал 38-мм бронеплиту.
По завершению 2-й Мировой войны 127-мм реактивные снаряды "HVAR" еще долго
оставались на вооружении, "поучаствовав" в боевых действиях в Корее,
комплектовались различными боевыми частями и, послужив базой для целого
семейства послевоенных НУРС.
127-мм реактивный снаряд HVAR
HVAR, вытеснившие предыдущую модель реактивного снаряда FFAR, прочно заняли
место в американской авиации. На долю FFAR осталось использование в реактивных
системах залпового огня. Направляющие монтировались на грузовиках и
бронетранспортерах американской армии и десантных кораблях типа LSM(R). Эти
корабли концептуально повторяли английский проект ракетных катеров LCT(R), но
имели меньшее количество направляющих – 480 по сравнению с 1066 у англичан.
Позднее на основе 5-дюймового FFAR была разработана ракета HVSR (High Velocity
Spinner Rocket), по сути, более скоростная модификация FFAR, предназначенная для
корабельного базирования.
С принятием на вооружение реактивных снарядов калибра 3.5 и 5 дюймов возникла
необходимость в учебно-тренировочном варианте. В январе 1945 года такая ракета
поступила на вооружение морской авиации США. Ей стала SCAR - Sub-Caliber
Aircraft Rocket калибра 57 мм или 2.25 дюйма. Конструктивно SCAR повторяла свои
боевые аналоги FFAR и HVAR, однако была меньше размерами. Изменяя мощность
маршевого двигателя и массы инертной боевой части ракета SCAR могла довольно
точно имитировать параметры и траекторию боевых более крупных ракет. Большая
часть учебных SCAR использовалась уже после окончания боевых действий 2-й
Мировой и состояла на вооружении до начала 60-х годов.
Учебная ракета SCAR