Несколько позже начались работы, направленные на оперенные реактивные
снаряды. Нельзя сказать, что немцы разочаровались в теме турбореактивных
снарядов, которые производились и разрабатывались до конца войны. Просто
турбореактивные ракеты обладали рядом недостатков, основным из которых было то,
что большая часть тяги маршевого двигателя расходовалась на вращение ракеты, что
предопределяло ее невысокую скорость, проистекающую от этого малую дальность и
параболическую траекторию полета, что в свою очередь, негативно влияло на
точность. Для применения с наземных станков это было не так критично, но в
авиации такие недостатки были неприемлемы. Теоретически, оперенные ракеты
обещали лучшие характеристики точности.
Одним из первых проектов в этом направлении была ракеты RhZV-8, разработанная
концерном Heber AG. 76-мм ракета весила 10,2 кг и снаряжалась примерно 1 кг гексогена. Скорость ее была очень высока - 750 м/с – около 2700 км/ч - при
рассеивании не более 1/35 от дальности полета. Стабилизация в полете
обеспечивалась нескладывающимися стабилизаторами размахом 220 мм, расположенными
под небольшим углом, благодаря чему во время полета ракета обладала способностью
к ротации, что повышало ее точность. Ракета проходила испытания в 1943 году,
однако, согласно точке зрения специалистов Министерства авиации, большой размах
стабилизаторов стал основным недостатком конструкции, послужившим поводом от
отказа от нее. Поэтому дальнейшие работы сосредоточились на создании ракеты со
стабилизаторами, раскрывающимися в воздухе.
Ракета R4/M
Ракета R4/M (от немецкого Rakete, 4 Kilogramm, Minenkopf) "Оrkаn" ("Смерч")
стала наиболее удачной разработкой в рамках данной концепции, которая
выпускалась большими сериями до самого конца войны. Полный успех ракеты,
созданной консорциумом фирм "Heber AG", "Osterode" и "DWM Lubeck", стал
следствием весьма детальных баллистических исследований, опытов по повышению
точности стрельбы и анализа факторов, вызывающих рассеивание ракет после их
запуска с направляющей. Экспериментальным путем была также найдена наименьшая
масса разрывного заряда, необходимая для достижения высокой вероятности
уничтожения вражеского бомбардировщика (около 400 граммов пентрита или гексогена).
Масса "Оrkаn" составляла 3,85 кг, из которых на боеголовку с контактным
взрывателем Az.Rz.2 приходилось 815 г. Боевая часть содержала 520 граммов
взрывчатки типа НТА 41 (45% тротила, 40% гексогена, 15% алюминиевой пудры),
имела калибр 55 мм и общую длину 812 мм. Маршевый двигатель, содержащий 815 г дигликолиевого пороха в трех шашках, сообщал ракете максимальную скорость 525
м/с – 1890 км/ч, которая, впрочем, сильно зависела от начальной температуры
заряда. На курсе ракету удерживали 8 раскрывающихся стабилизаторов размахом 242
мм. Сложенные стабилизаторы закрывались бумажным футляром, который при старте
разрывался и не препятствовал их раскрытию от скоростного напора.
Дальность действия R4/M составляла 600 – 1200 м, предельная 1500 м. Для запуска
использовали простейшие деревянные направляющие, которые могли монтироваться под
крылом практически любого самолета, не создавая большого сопротивления.
Ракета R4/M
R4/M "Оrkаn" была принята на вооружение осенью 1944 года. В начале 1945 года
было заказано 25000 ракет R4/M. Реально произведено до 12000, однако в
авиационные части попало только ограниченное количество их. В ходе боев с их
применением (в самом конце войны) по соединениям союзных бомбардировщиков
выпущено около 2500 ракет — в большинстве своем с хорошими результатами. Как уже
указывалось, основным предназначением ее было борьба с тяжелыми
бомбардировщиками союзников. Ракетами оснащались, главным образом реактивные
истребители Messerschmitt Ме-262. К апрелю 1945 года таким образом оборудовали
60 машин (шесть из них несли 48 ракет, установленных в два яруса). Баллистика
ракеты на дистанциях до 1000 метров была близка к снарядам 30-мм пушек МК-108,
стоявших на Ме-262, поэтому прицеливание осуществлялось через стандартный прицел
"Revi 16В". Наиболее распространенной тактикой был запуск залпом всех ракет с
дистанции около 1 км. На такой дистанции ракеты накрывали довольно большой объем
пространства – примерно 15 на 30 м, значительно увеличивая вероятность поражения
хотя бы одного бомбардировщика противника. Помимо истребителей Ме-262, эта
ракета ограниченно использовалась на штурмовых версиях FW-190, также
предполагалось в качестве основного вооружения ракетного перехватчика Bachem
Ва.349 "Natter".
ПУ R4/M под крылом Me.262
В попытке улучшить эксплуатационные характеристики "Смерчей" немцами были
разработаны несколько различных пусковых установок кассетного типа, но работы в
данном направлении не вышли из проектной стадии.
Аналогичная концепция легла в основу 55-мм ракеты RA-55 "Schlange" ("змея"). При
общей массе 3,5 кг разрывной заряд ее БЧ весил 0,5 кг. Разгонный заряд (три
цилиндрические шашки длиной 380 мм) весом 0,69 кг сообщал ракете скорость 450
м/с. НАР оснащалась шестью раскрывающимися стабилизаторами. Сведения о якобы
имевшем место боевом использовании этого образца вооружения являются ошибочными.
Из многочисленных нереализованных проектов авиационной ракетной техники Германии
интерес представляет также турбореактивный снаряд R.50M калибром 150 мм, который
предназначался для вооружения истребителя Me-210. Для его запуска была
разработана пусковая установка, которая представляла собой связку из трех труб и
очень напоминала американскую ПУ для ракеты М8.
Также весьма интересны некоторые конструкторские решения. В Германии
разрабатывались ракеты со шрапнельным снаряжением боевых частей, по которым были
проведены обширные исследования. Наибольший успех был достигнут в создании
боевых частей типа BS (Brandsplitter - зажигательный осколок) и MS (Minensplitter
- минный, взрывающийся осколок). Эти боевые элементы (осколки) закладывались в
боевую часть таким образом, что при взрыве разлетались вперед, в сторону цели
конусом примерно в 30° и сохраняли поражающее действие на дальности до 200 м
(для BS). Такой осколок мог пробить обшивку самолета и поджечь находящийся за
ней бензин или боезапас. Количество поражающих элементов менялось от 130 до 400
в зависимости от калибра боевой части ракеты.
Были найдены оптимальные условия для применения ракет с BS. Наилучшая дальность
пуска составляла 600-1200 метров и зависела от калибра ракеты. Эффективность
действия зависела также от взаимного положения истребителя и цели: наилучшие
условия достигались при стрельбе на одном уровне с целью. И, наконец, была
определена оптимальная дальность подрыва боеголовки от цели, которая составила
около 80 м.
Для борьбы с хорошо защищенными, живучими целями типа тяжелого бомбардировщика
предназначалась головка типа MS. Она содержала 33 цилиндрических стрелы, каждая
из которых имела вес 1 кг и несла осколочно-кумулятивную боевую часть,
содержащую 420 г взрывчатки. Подрыв заряда осуществлялся ударным взрывателем.
Стрелы вылетали наружу с помощью вышибного заряда и стабилизировались в полете
четырьмя стабилизаторами.
Боевая часть типа BS предназначалась для ракеты R 50/BS калибром 150 мм, ракеты
R 100/BS калибром 210 мм, ракеты R 250/BS калибром 300 мм и, наконец, ее
предполагалось использовать в конструкции проектируемой 420 мм ракеты. Из этих
проектов наиболее проработанным был, вариант R 100/BS.
Ракета R 100/BS имела стартовую массу 100 кг, длину 1,8 м и калибр 210 мм. В
боевой части типа BS располагались 460 цилиндрических стальных поражающих
элемента весом по 55 г, содержащих по 5 г термитной зажигательной смеси.
Расположение поражающих элементов в передней части боевого отсека обеспечивало
их разлет вперед, в сторону цели, под углом примерно 30°. Подрыв БЧ производился
дистанционным взрывателем. По сравнению с серийной ракетой WGr 21, применение
боевой части типа BS снижало требования по точному выдерживанию дистанции
стрельбы, что должно было повысить эффективность оружия. Носок боевой части
закрывался конусным обтекателем.
Двигатель ракеты был твердотопливным и снаряжался семью шашками с постоянной
поверхностно горения. За 0,33 с, пока работал двигатель, ракета набирала
скорость, достаточную для обеспечения максимальной прицельной дальности 1200 м.
Запуск двигателя происходил от электровоспламенителя, расположенного на передней
крышке маршевого двигателя. Устойчивость ракете придавали длинный хвостовой
отсек с соплом и четыре стабилизатора, которые незначительно выходили за
габариты снаряда. Данная ракета предназначалась для вооружения тяжелых
истребителей. Решение о ее производстве было принято в январе 1945 г., но из
заказанных 500 штук первоначальной партии успели изготовить только 25. В боях
ракета не применялась.
На основе предыдущего образца была создана ракета R 100/MS, которая отличалась
только применением боевой части типа MS. В производство передана не была в связи
с окончанием войны.