В первой половине 70-х годов ирано-иракские вооруженные
столкновения и арабо-израильская война продемонстрировали всему миру, что
прежние подходы к вопросам базирования и маскировки самолетов на военных
аэродромах устарели. Стоянка машин в длинном ряду, как на параде, чревата
тем, что их всех можно разом лишиться Їблагодаря¦ одному случайно
преодолевшему систему ПВО самолету противника. 0бваловка открытых стоянок
также перестала выполнять свои защитные функции - сказывалась возросшая
эффективность авиационного вооружения.
На основе чужого боевого опыта командование объединенных вооруженных
сил NATO в Европе оперативно начало рассредоточивать свои самолеты на
военных авиабазах по различного типа индивидуальным укрытиям. Достаточно
хорошо замаскированные укрытия выполняли из легко-разборных конструкций.
На открытой местности, где невозможно было спрятать эллинги, укрытия
отливали из бетона сплошным методом, используя стальные арматуру и
внутреннюю гофрированную противооткольную облицовку толщиной 5 мм. Затем
все это засыпали толстым слоем грунта. Получалось довольно солидное
фортсооружение, выдерживающее прямое попадание нескольких осколочных и
осколочно-фугасных авиабомб.
Руководство Советского Союза в целях адекватного ответа на возможную
агрессию со стороны NATO считало крайне необходимым иметь на вооружении
отечественных ВВС НАР, способные пробивать аэродромные укрытия арочного
типа и эффективно поражать технику, размещенную в них. В принципе эту
задачу были способны успешно решать НАР крупного калибра - С-25-ОФ. Однако
теоретически для уничтожения одной авиабазы противника с самолетами,
рассредоточенными по ЖБУ, при условии необходимости преодоления
противодействия ПВО, а также вероятности попадания в цель одной ракетой и
наличия на аэродроме ложных целей требовался просто гигантский наряд сил и
средств. Существующие же авиационные средства поражения для выполнения
задач такого рода невозможно было оптимизировать.
В то же время на основании анализа, проведенного в 1969 г., в ЇТочмаше¦
предложили уделить внимание калибру 127 мм (аналог американской НАР Zuni),
способному занять промежуточное положение между 57-мм и 240-мм НАР. Эти
доводы в дальнейшем использовали в Новосибирском институте прикладной
физики (ИПФ) в работах над 122-мм НАР семейства С-13.
Разработкой первых своих ракет сибиряки занялись в 1973 г. К 1979 г.
ракета С-13 ЇТулумбас¦ поступила на государственные испытания с
универсальным шестиствольным блоком орудий УБ-13. Ведущим инженером по
ракете был назначен майор В.Торопов, ведущим летчиком - майор В.Мызин.
Типовой целью на испытаниях, естественно, были несколько специально
выстроенных ЖБУ арочного типа - цели достаточно габаритные, и вероятность
попадания в них была большой. Засыпанные пятиметровым слоем грунта
железобетонные стены одной из наиболее внушительных конструкций толщиной 1
м С-13 пробивали насквозь и взрывались в земляном полу. После снятия
грунта с ЖБУ открылись входные отверстия в бетоне с диаметром воронок 1-2
м и глубиной 0,2-0,4 м. Внутри укрытия вокруг выходных отверстий отколы
бетона представляли собой воронки диаметром 1,5 ми глубиной 0,4 м. В 1983
г. НАР приняли на вооружение.
Однако ЇТулумбасу¦ был присущ один недостаток. При отстреле по
типовому ЖБУ NATO бетонная крошка воронки выходного отверстия надежно
удерживалась противооткольной стальной облицовкой и не выполняла функции
вторичных осколков. НАР прошивала грунт и бетонные стены укрытия, а также
бетонный пол, после чего взрывалась глубоко под землей, не нанося никакого
ущерба самолету, если проходила рядом с планером. Изменять время
срабатывания взрывателя не имело смысла, поскольку толщина грунтовой
засыпки купола ЖБУ была не равномерной. В зависимости от того, в какую
часть укрытия попадала НАР, постоянно требовалось варьировать время
замедления на доли секунды.
Еще не закончились испытания С-13, как в 1982 г. ИПФ приступил к
разработке улучшенного образца бетонобойной НАР С-13Т с двумя модулями БЧ,
расположенными тандемно. На новой НАР для сведения к минимуму
отрицательных качеств прототипа каждый из модулей БЧ имел индивидуальный
взрыватель донного типа. После встречи с преградой первый и второй модули
БЧ подрывались в точках, разнесенных в пространстве. Таким образом, оба
модуля как бы резервировали друг друга - если первый сработает под полом ЖБУ, то второй
- неизбежно внутри укрытия. И наоборот, если первый
взорвется внутри ЖБУ, то второй - снаружи. Идеальный вариант - подрыв
обоих модулей внутри укрытия.
В 1984 г. в НИИ ВВС прошли государственные испытания С-13Т на
истребителе-бомбардировщике Су-17М4. Ведущим инженером на них назначили
подполковника А.Шерстюка, ведущим летчиком - подполковника А.Бородая. При
этом выполнили 31 полет и отстреляли 99 НАР. 31 ракета, попавшая в ЖБУ с
метровой бетонной стенкой и двух- шестиметровой грунтовой засыпкой,
сработала внутри укрытия.
Пусковой блок Б-13Л для НАР С-13
Оружие обкатали и в стрельбе по ВПП. НАР не рикошетировали, разрушая
железобетон толщиной 0,25 м на площади 15-17,5 м2. В залпе
разброс ракет у цели не превышал 10 м. По результатам испытаний НИИ ВВС
гарантировал на каждую ракету двадцать взлетов и посадок в пределах срока
хранения без ущерба для надежности ее работы.
Учитывая калибр новой ракетной системы, разработчики предложили
создать на ее основе для борьбы с легкобронированной и легкоуязвимой
техникой вне укрытий более эффективную, чем С-8, осколочно-фугасную НАР с
максимально стандартизированными узлами и деталями.
На государственных испытаниях ведущим инженером был назначен старший
лейтенант А.Архипов, ведущим летчиком на истребителе-бомбардировщике
Су-17М4 - полковник А.Павленко.
Имитация стрельбы по БМП-1 с комбинированной лобовой броней толщиной
20-25 мм продемонстрировала, что на дистанции 5 м осколки БЧ С-13-ОФ легко
пробивают, образуя пробку. Каждый такой подрыв дает 10-15 пробоин, а
осколки обладают зажигательным действием. На расстоянии 10 м осколки
рикошетируют от некоторых броневых плоскостей, оставляя вмятины глубиной
5-10 мм. Таким образом, легкобронированная техника на расстоянии 25 м и
легкоуязвимая - на 60 м гарантированно выходит из строя. Степень
нанесенного ущерба такова, что восстановить ее боеспособность возможно не
менее чем через два часа.
При попадании С-13-ОФ между осями БРДМ у борта в машине обнаружили 60
пробоин. Взрывом оторвало верхнюю половину кузова по шву, машину
опрокинуло, а также оторвало колесо со ступицей. Средняя площадь пробоин в
броне достигала 5-8 см2, в дюрале - 8-10 см2. В
результате прямого попадания у тяжелого танка ИС-3 вырвало направляющий
каток и два опорных, а также 1,5м гусеницы. Бронеплита толщиной 50 мм,
закрывающая моторный отсек, прогнулась на 25- 30 мм. Пушка с толщиной
стенки ствола 20-30 мм из высококачественной орудийной стали пробита тремя
осколками. Кроме того, на ней насчитали двенадцать вмятин и каверн
глубиной 8-15 мм.
Летные испытания подтвердили, что осколочность С-13-ОФ при воздушном
подрыве в полтора раза выше по легкоуязвимым целям и в два-три раза - по
укрытым. В начале 1986 г. НАР приняли на вооружение ВВС.
Опыт ведения боевых действий в локальных войнах наглядно
продемонстрировал высокую эффективность так называемых
объемно-детонирующих боеприпасов. В 1987 г. на ИПФ возложили задачу
разработки НАР с термобарической БЧ - С-13ДФ.
Предназначенная для поражения компактных групповых наземных и
надводных целей НАР поступила на полигон НИИ ВВС на госиспытания в 1993 г.
Ведущим инженером на них назначили майора О.Преснякова.
Пусковой блок Б-13Л крылом Су-25ТК
Испытания проходили на самолете Су-27 и Су-27УБ. Объектом внимания,
естественно, была легкобронированная техника. В ходе воздушной стрельбы
пара ракет одного залпа Їнакрыла¦ ту часть мишени, которая имитировала
колонну из трех БМП-1 на марше. Одной из машин С-13ДФ угодила в корму,
полностью разрушив отделение десанта. Взрывом сорвало башню и отбросило на
шесть метров, вырвало три катка. Все люки и щитки также были сорваны. У
другой БМП-1 попадание пришлось в переднюю часть машины, на броневой лист
моторно-трансмиссионного отделения. В результате ударной волной лист
толщиной 15 мм полностью вырвало, в нем образовалась пробоина диаметром 20
мм, а нижнюю опорную плиту для двигателя сильно деформировало.
Зарубежных аналогов НАР С-13ДФ до сих пор нет. В начале 1995 г. НАР
С-13ДФ приняли на вооружение ВВС.