По окончании Великой Отечественной в ОКБ-155 приступили к
проектированию реактивных самолетов-истребителей. Реактивное вооружение к
ним проектировали в филиале НИИ-1 МОП под руководством Ю. А.
Победоносцева, специализировавшимся на создании оружия этого класса для
полевой реактивной артиллерии и ВВС. Как ни странно, но после Великой
Победы в этом КБ наиболее перспективной схемой была признана широко
применявшаяся в вермахте и люфтваффе схема турбореактивного снаряда. По
мнению специалистов, ракетный боеприпас со стабилизацией на траектории за
счет вращения вокруг своей продольной оси с большой частотой (подобно
артснарядам), позволял при наличии контактных взрывателей прицельно вести
одиночный огонь по воздушным целям.
Официально считается, что первая серийная реактивная машина МиГ-9 была
вооружена исключительно пушечным оружием. Во всяком случае, в ВВС
полагали, что маломощные двигатели РД-20 не позволят дополнительно
нарастить огневую мощь машины за счет размещения оружия на внешней
подвеске без существенной потери скорости и маневра. Между тем, как
вспоминает один из ветеранов ВВС - участник событий тех далеких дней -
партия самолетов МиГ-9, изготовленная по заказу Управления авиации ВМФ, в
начале 50-х годов в составе полка береговой обороны прибыла на Дальний
Восток. Несмотря на завесу секретности, принадлежность машин флоту легко
угадывалась по серо-голубой окраске. Долгий перелет полка чередовался
посадками на промежуточных военных аэродромах, на одном из которых наш
очевидец служил младшим офицером НАС. Под консолями машин были подвешены
блоки одиночных направляющих трубчатого типа, примерный калибр которых
ветеран вспомнить затруднился.
Отметим, что еще в 1943 г. в НИИ-3 НКБ под руководством Е. А.
Печерского были разработаны авиационные турбореактивные снаряды ТРС-82 и
ТРС-132 в традиционных для отечественных ВВС того времени калибрах 82 и
132 мм. Снаряды не имели оперения, а стабилизировались вращением. Так,
скорость вращения ТРС-132 доходила до 204 об/сек.
Для стрельбы по воздушным целям ракеты ТРС-82 и ТРС-132
комплектовались дистанционными трубками: АГДТ-а (авиационная головная дистанционная трубка с капсюлем
детонатором), ТМ-4а и ТМ-24а. При стрельбе по наземным целям применялись
головные контактные взрыватели: ГВМЗ-1 и AM.
К середине 40-х годов институт реорганизовали, и все специалисты
по артиллерийским и авиационным "катюшам" перешли в упомянутый НИИ-1 НКБ.
Уже в 1950 г. под теми же индексами были разработаны (или глубоко
модернизированы) новые турбореактивные снаряды для ВВС. На вооружение они
были приняты под наименованием С-2 и С-3 соответственно.
Однако в Управлении опытного строительства авиационной техники отказались
от финансирования их промышленного изготовления ввиду недостаточной
огневой мощи. В итоге, снарядами ТРС-82 с головными механическими
взрывателями В-390 вооружили небольшую партию флотских истребителей.