ТТТ на разработку 280-мм авиационного реактивного снаряда
осколочно-фугасного действия АРС-280 "Буран" ВВС выдало в 1952 г. В
филиале НИИ-1 на основании упомянутого выше Постановления СМ СССР
¦2469-1022 группа под руководством Ляпунова взялась за его разработку без
особого энтузиазма. К 1 января 1954 г. были разработаны чертежи опытного
образца, изготовлены стендовые камеры и проведены стендовые испытания
порохового заряда при температуре +50 град. С, а также изготовлено двадцать два
пороховых заряда для проведения экспериментальных стрельб на полигоне.
Снаряд схематично повторял штатный С-21, пропорционально увеличенный
относительно требуемого калибра. На этапе заводских и полигонных летных
испытаний на самолете МиГ-17 от калибра 280 мм пришлось отказаться:
боеприпас получился тяжеловатым для машины такого класса.
АРС-280 Буран
Переработка документации и изготовление опытных образцов заняло около
двух лет. В итоге по программе "Бурана" Ляпунов создал очень удачный
снаряд, принятый на вооружение под наименованием С-24. Более того,
этот боеприпас в ВВС оказался таким "долгожителем", что побил 30-летний
рекорд снаряда М-13 "Катюши". По своей массе опытный АРС-240 приближался к
предельно допустимой для авиационных боеприпасов 3-й весовой группы, а
значит, имел максимальную огневую мощь в классе АРС того времени.
Когда боеприпас был готов, носитель (Су-7Б) под него еще отсутствовал.
В главном штабе ВВС приняли решение провести заводские испытания на
штурмовике Ил-10. Ведущим инженером в ГК НИИ ВВС начинал эту работу
капитан Маркевич, ведущий летчик Валивач. На госиспытаниях ведущим
инженером был назначен А. И. Грехов. Их проводили уже на
истребителе-бомбардировщике Су-7Б ведущие летчики В.Г.Иванов и В.Г.Плюшкин.
Недостаточно отработанный взрыватель В-24 срабатывал с большим
запаздыванием и все осколки от мощной БЧ оставались в грунте (камуфлет), а
фугасное действие на таком расстоянии от цели почти не чувствовалось,
поскольку сила ударной волны резко затухала.
На первых снарядах С-24 сначала предполагали использовать неконтактные
оптические взрыватели "Зарево" для подрыва БЧ над поверхностью земли.
Теоретически это позволяло повысить эффективность применения боеприпаса по
легкобронированной и легкоуязвимой технике, а также живой силе в два раза.
На полигоне НИИ ВВС выполнили всего семь пусков. Все они прошли успешно,
но в серию взрыватель так и не запустили. На С-24 штатным был утвержден
механический контактный взрыватель мгновенного и замедленного действия
В-24А. На летных огневых испытаниях при установке на мгновенное действие
он срабатывал с недопустимо большим замедлением, отчего резко снижалась
эффективность (осколочное действие БЧ было почти нулевым). Поэтому на
практике установку на мгновенное действие не использовали. Позже этот
недостаток устранили, разработав взрыватель РВ-24.
В 1960 г. снаряд поступил в серийное производство в составе авиационной
реактивной системы АС-24. С принятием на вооружение истребителя МиГ-21Ф и
МиГ-21Ф-13 он сразу пополнил их арсенал.
Отработка неуправляемого реактивного и бомбардировочного вооружения
проходила в ГК НИИ ВВС на двух истребителях МиГ-21Ф ¦72210206 и ¦72210207
в период с 25 июня 1960 г. по 20 апреля 1961 г.1 Самолеты оборудовали
двумя балочными держателями БДЗ-58-21 с штатными замками БДЗ-55Т. На
совместные с ГКАТ государственные испытания были представлены следующие
варианты вооружения: реактивные снаряды АРС-212М или С-24; бомбы
ОФАБ-100-120, ФАБ-250 модели М-54 и М-58 и ФАБ-500 модели М-54, а также
зажигательные баки ЗБ-360. Ответственными за их проведение назначили
ведущих инженеров В.К.Ефимова и Н.В.Горохова, а также летчика-испытателя
М.Х.Халиева. Всего было выполнено 114 полетов с общим налетом 50 часов.
В связи с тем, что в процессе испытаний на самолете МиГ-21Ф ¦72210206
при пуске снарядов АРС-212М двигатель носителя глох, в ОКБ-155 разработали
мероприятия с целью предотвращения подобных неприятностей. Для этого на
самолете установили клапан сброса (КС) давления топлива. После доработки
на этой машине в соответствии с программой и "Планом экспериментальных
работ по обеспечению устойчивой работы силовой установки при стрельбе
реактивными снарядами и ракетами К-13", утвержденными ГКАТ и ВВС 26 ноября
1956 г., были выполнены полеты с пусками снарядов С-24 (всего 25 пусков
залпом по два снаряда). Стрельбы снарядами АРС-212М после доработок не
проводили в связи с решением СМ СССР о прекращении работ по системе
АРС-212М "Овод-М". Применение клапанов "КС" обеспечило устойчивую работу
двигателя при стрельбе С-24 в проверенном диапазоне режимов боевого
применения самолета МиГ-21Ф (высота 550-6000 м и приборная скорость
580-1000 км/ч.). Правда, при стрельбе пороховые газы вызывали "бурление"
во входном канале и незначительные колебания воздуха на входе в двигатель.
Параметры рассеивания снарядов С-24 в картинной плоскости при стрельбе
по неподвижной цели с прицелом ACП-5H-BVI при установке баллистики
АРС-212М (среднее значение дальности стрельбы 1660 м, угла пикирования 28град.
и скорости полета в момент стрельбы 675 км/ч) практически не отличались от
соответствующих параметров, полученных во время госиспытаний системы АС-24
на самолете Су-7Б. Так, вероятные отклонения полного кругового рассеивания
составили 8,6 тыс. дальности (на Су-7Б - 9,0 тыс. дальности), а вероятные
отклонения индивидуального кругового рассеивания - 4,5 тыс. дальности (на
Су-7Б - 4,3 тыс. дальности). Систематическая ошибка стрельбы в боковом
направлении соответствовала -7,0 тыс. дальности (-13,0 у Су-7Б), а
систематическая ошибка стрельбы по направлению захода составила 1,0 тыс.
дальности (-10,3 у Су-7Б).
Максимальная скорость истребителей МиГ-21Ф с двумя реактивными
снарядами С-24 и ПТБ была ограничена приборной скоростью 1000 км/ч до
высоты 8500 м (без ПТБ 1100 км/ч до 8300 м) и числом М=1,3 выше 8500 м (без
ПТБ М=1,4 выше 8300 м). Практическая дальность полета на высоте 11000 м
составила 1090 км, а с подвесным баком -1300 км. Характеристики
устойчивости и управляемости в пределах ограничений, установленных
ОКБ-155, хоть несколько и ухудшились, но были вполне удовлетворительными и
обеспечивали безопасность полета.
В целом испытания показали, что предъявленные варианты вооружения
удовлетворяют основным ТТТ ВВС, значительно расширяют возможности боевого
применения и могут быть рекомендованы для принятия на вооружение ВВС.
Система реактивного вооружения АС-24 показала свою безопасность и
безотказность в работе.
Балочный держатель обеспечил надежное крепление пусковых устройств
ПУ-12-40 со снарядами С-24 и их безопасный аварийный сброс.
Универсальный балочный держатель БДЗ-60-21УМ.
На него подвешивалась ПУ-12-40УД для стрельбы С-24
К1964 г. в новосибирском НИИ в дополнение своему механическому
взрывателю для С-24 в инициативном порядке разработали неконтактный
радиолокационный взрыватель РВ-24 "Жук", принцип действия которого
основывался на эффекте Доплера. Заводские испытания продемонстрировали
чересчур большую высоту срабатывания (15-18 м) над целью. Осколки
разлетались далеко в стороны, не нанося мишеням никакого ущерба. Следующую
партию "Жуков" изготовили с загрубленной чувствительностью и С-24 рвались
в двух-трех метрах над землей. Все цели были разбиты вдребезги, что само
по себе немудрено - корпус БЧ снаряда С-24 дробился на 4000 продуктивных
осколков.
В процессе эксплуатации снарядов С-24 в войсках выявилась одна
неприятная особенность его двигателей, снаряженных порохом рецептуры
РСИ-60. Во-первых, во время стрельбы продукты горения ракетного заряда
стали "глушить" двигатель носителя. Во-вторых, некоторые новшества в
технологии производства пороховых шашек, не согласованные с военными
испытателями, привели к тому, что после стрельбы самолеты МиГ-21 и Су-7б
возвращались на аэродром с густой зеленой копотью на лобовом стекле. Переснаряженные по требованию заказчика снаряды ракетными зарядами из
небронированного пороха рецептуры БН-К получили наименование С-24Б.
Стоит отметить, что снаряд С-24 также входил и в арсенал самолетов
МиГ-17 еще состоявших к началу 70-х годов на вооружении
истребительно-бомбардировочных полков. В соответствии с план-графиком
по отработке эталонных образцов самолетов с усиленным вооружением,
утвержденным Главкомом ВВС 5 августа 1969 г., на заводе 153 серийный
МиГ-17 ¦1215347 выпуска 1953 г. оборудовали двумя дополнительными
универсальными держателями БДЗ-60-21УМР. На каждом держателе можно было
размещать один из следующих вариантов вооружения: авиабомбы калибрами
50-250 кг, пусковое устройство ПУ-12-40УД для стрельбы реактивными
снарядами С-24 или универсальный блок УБ-16-57УМП для стрельбы реактивными
снарядами С-5М или С-5К. В связи с возросшей боевой нагрузкой на
истребителе МиГ-17 установили опытные авиашины 660X160 модели "36",
допускавшие летную эксплуатацию самолета с максимальной взлетной массой
6800 кг. Для обеспечения необходимого клиренса по стабилизаторам снарядов
С-24, при их размещении на ПУ, было увеличено давление в амортизаторах
основных стоек шасси с 90 до 100 кг/см2.
Испытания самолета проходили в ГК НИИ ВВС с 29 мая 1972 г. по 3 декабря
1973 г. Ответственными на них были назначены ведущий инженер Б. А.
Архипенков и летчики-испытатели Ю. В. Арбенев и Н. Е. Садкин. Длительный
срок испытаний объясняется тем, что более года (с 18 июля 1972 г. по 26
июля 1973 г.) самолет простоял в ожидании двигателя ВК-1А взамен вышедшего
из строя, а также из-за отсутствия гидро и пневмошлангов, необходимых для
замены отслуживших свой срок. Всего в процессе испытаний было выполнено
шестьдесят полетов. Характеристики устойчивости и управляемости, а также
техника пилотирования самолета МиГ-17 со всеми предусмотренными вариантами
вооружения на четырехточечной подвеске практически не отличались от
соответствующих у самолета с двухточечной подвеской. Максимальная взлетная
масса составила 6682 кг при подвеске двух бомб ФАБ-250 и ПТБ. При этом
максимальная скорость составляла 810 км/ч на высоте 5000 м, дальность
полета 700 км, а практический потолок 11100 м, что было вполне приемлемо
для нанесения ударов по наземным целям.
Снаряды С-24 до сих пор состоят на вооружении ВВС не только в России и
странах бывшего СССР, но и в государствах, входивших в Варшавский Договор,
а также в ряде других стран. Применительно к носителям ОКБ им. А. И.
Микояна снаряды С-24Б отлично вписались в боекомплект большинства
модификаций МиГ-21 и МиГ-23, а также МиГ-27. По опыту боевых действий в
Афганистане, а также в ряде локальных военных конфликтов на территории
бывшего Советского Союза, "Ляпуновские" С-24Б получили самую высокую
оценку авиаторов.