1937 год в отделе Л.Шварца Московского ракетного НИИ ознаменовался
началом работ по созданию авиационных ракетно-осколочно-фугасных снарядов
(РОФС) калибра 203 мм. Спустя два года на их основе В.Шитов и В.Лужин
разработали ракетный бронебойный снаряд РБС-203 и ракетный
авиационно-химический снаряд РАХС-203. До сих пор историки наперебой
расписывают величайший фурор, произведенный применением ракетных снарядов
в воздушных боях на Халхин-Голе. Однако там наши пилоты стреляли только
82-мм осколочными. И это уже было оружие неслыханного для авиации калибра!
Можно только догадываться об эпитетах, которые благодарные потомки
использовали бы применительно к РОФС-203.
Парадокс, но накануне войны весьма влиятельные противники ракетного
оружия из Наркомата боеприпасов и Главного артуправления Красной Армии
сделали очень многое, чтобы оно не появилось в войсках. Тогда же 203-мм
авиационную ракетную систему, невзирая на чрезвычайно высокую огневую мощь
и поразительную точность стрельбы, "приговорили" к забвению из-за
относительно большой себестоимости в производстве и "неудобства в
эксплуатации" ў снаряды массой 180 кг неудобно заряжать.
Однако в 50-х годах авиаторы взяли реванш - на вооружение поступила очень
удачная 240-мм НАР - долгожительница С-24. Развивая дальнейшую перспективу,
майор А. Грехов из НИИ ВВС предложил разработать на ее основе улучшенный
образец НАР с надкалиберной осколочно-фугасной боевой частью (БЧ). Но ТТТ
на новую ракету, скорректированные в Главном штабе ВВС, исполнитель заказа
- КБ "Точмаш" смог реализовать только в совершенно новой ракетной системе
С-25 (АРС-250).
В "Точмаше" по аналогии с 57-мм НАР "Скворец" новые ракеты оснастили
складным оперением. На начальном этапе работы над НАР крупного калибра
курировал ведущий специалист фирмы - В.Баранов. На этапе отработки ими
вплотную занимались А. Шкамбарный, Б.Смирнов, Н.Царькова, И.Либкинд,
В.Уваровский и др. Этап внедрения в серийное производство "лег на плечи"
С.Скрипчинского, А-Асадчева и пр.
Учитывая большую дальность полета НАР С-25-0 и С-25-ОФ, для заводских и
летных испытаний в 1971 г. пришлось использовать полигон НИИ ВВС в
г.Ахтубинске. Там же в июле-сентябре 1974 г. провели их государственные
испытания. Ведущим инженером на них был назначен майор А. Грехов, а
ведущими летчиками на фронтовых бомбардировщиках Су-17М - подполковники
Н.Рухлядко и П.Кузнецов.
На полигоне для исследования осколочного действия БЧ С-25-0 выстроили
несколько типовых групповых целей, имитирующих различные фрагменты
военного аэродрома. Это были круговые мишени диаметром 50 м, опаханные по
контуру и обложенные скатами автомобилей. В центре ими же выложили хорошо
видимый с высоты крест. Свободное пространство внутри круга занимали
самолеты-истребители Миг-17, перехватчики МиГ-19, крылатые самолеты-ракеты,
а также грузовые автомобили и аэродромные топливо-заправщики. Для имитации
воздушного подрыва НАР ее подвешивали на тросах, укрепленных на столбах
или мачтах на определенной высоте с соблюдением угла подхода к цели.
Результаты подрывов впечатляли: БЧ сработала в воздухе в семи метрах от
самолета, стоящего на земле, оторвав плоскости и сплющив кабину пилота. В
девяти метрах у другого самолета сорвало почти всю обшивку фюзеляжа,
оторвало консоли крыла и разрушило кабину. У бензовоза МАЗ-200-ТЗ,
расположенного на той же дальности, в емкости образовалось несколько
вмятин и множество пробоин.
Если бочка осталась на раме (умели же предки делать прочные автомобили!),
то деревянную кабину разрушило полностью. Стоящие рядом грузовики ЗИЛ-164
были полностью смяты и обгорели. Кроме того, осколками серьезно повредило
самолет-перехватчик МиГ-19П, расположенный в 26 м. Стоящие в 60 м крылатые
самолеты-ракеты получили идентичные повреждения. Это не удивительно,
поскольку корпус БЧ с осколочной насечкой у С-25-0 дробится на двенадцать
тысяч продуктивных осколков!
На ракетах С-25-0 и С-25-ОФ защита от аэродинамического нагрева
осуществлена комбинированно - БЧ защищена зазором между обечайками, а
двигатель - пусковой установкой. .В программы наземных испытаний обеих
ракет входила также их обкатка на Су-17М для исследования эффективности
этой защиты. Горизонтальный полет и пикирование проходили на высотах
25-3000 м на скоростях носителя 1200-1500 км/ч. Под эти испытания
несколько весовых макетов НАР оборудовали термодатчиками и
радиотелеметрической аппаратурой.
Исследования проникающей способности БЧ осколочно-фугасной С-25-ОФ
проводили стрельбой НАР прямой наводкой по бронеплитам, установленным
вертикально, и кирпичной кладке различной толщины. Корпус БЧ не разрушался
при прохождении через бронированный лист толщиной 20 мм и кирпичную кладку
кладку в два с половиной кирпича во всем диапазоне скоростей полета НАР.
Имитация стрельбы с установкой взрывателя на замедленное действие по ВПП с
бетонным 25-мм покрытием и песчаной "подушкой" толщиной 1 м дала воронки
диаметром 3,2 и глубиной 0,6 м. Для проверки осколочного действия БЧ
проникающего типа подорвали вблизи самолета Як-25Р, полностью выведя тем
самым его из строя.
C-25-ОФ на ПУ-О-25
Летные испытания НАР полностью подтвердили все боевые свойства нового
оружия. В июне 1975 г. обе ракеты приняли на вооружение. Однако на полигон
НИИ ВВС это оружие продолжало поступать. Для подтверждения боевой
пригодности после хранения в различных условиях в течение продолжительных
сроков летчики-испытатели пускали их по типовым целям.
В начале 80-х годов на очередном контрольном отстреле С-25-0 пилот все же
уложил ее точно в моторно-трансмиссионное отделение тяжелого танка ИС-3.
Многотонная башня отлетела на несколько метров в сторону, траки гусениц
будто испарились, от корпуса осталось только днище и передние броневые
листы.
Боевое применение С-25-ОФ в строевых частях показало, что иногда при
стрельбе ее БЧ с контактным взрывателем в головной части, установленным на
замедление, не срабатывала из-за собственного разрушения на прочных
преградах. На модернизированном образце - С-25-ОФМ с осколочно-фугасной БЧ
проникающего типа взрыватель перенесли в донную часть корпуса. Ведущим
инженером на испытаниях в НИИ ВВС был назначен полковник О.Гордон, ведущим
летчиком-испытателем на истребителе-бомбардировщике Су-17М2 - полковник
В.Шушунов. НАР уверенно поражала самолет, пробивая метровую толщу
железобетонного укрытия и 3-4 м грунтовой засыпки. По грунту средней
плотности при сравнительно небольшом количестве ВВ предел ее фугасного
действия - воронка глубиной 0,6-0,7 м при установке взрывателя на
мгновенное действие. На замедленном - глубина воронки составляла 1,0-1,7
м.