Тем временем конструкцию НАРС продолжали совершенствовать Еще в 1954
г., то есть до принятия системы АС-5 на вооружение, в ОКБ-16 началась
разработка снаряда АРС-57М. По существу это был новый боеприпас
поскольку модернизированный образец унаследовал от своего прототипа только
калибр и диаметр очка БЧ под головной взрыватель В этот раз над
конструкторами снаряда уже не довлело (как в 1946 г.) требование
руководителей технического комитета НКВД типа: LНе превзойти, а
воссоздать¦ Подробности отличий можно перечислять очень долго Стоит лишь
отметить, что конструкция АРС-57М была более оптимальной с точки зрения
боевой эффективности и требований времени.
Для проведения летных испытаний снаряда АРС-57М по договору с ВВС в
ОКБ-155 оборудовали авиационной реактивной системой АРС-57М серийный
истребитель МиГ-19 N59210406 В связи с тем, что задействованные в
программе разработки предприятия не смогли предоставить к назначенному
сроку все компоненты системы, ее госиспытания проводили поэтапно - по мере
поступления двигателя и взрывателя к снаряду, а также полуавтоматического
авиационного стрелкового прицела АСП-5НМ
Изменение баллистики снаряда потребовало доработки прицела и изменений
в алгоритмах прицельных задач счетно-решающих приборов Государственные
летные испытания прицела АСП-5НМ. специально доработанного под баллистику
снаряда АРС-57М, провели на самолете МиГ-19П N62210415 с 7 февраля по 12
июня 1958 г. В процессе испытаний по предложению инженера Хорола -
главного конструктора прицела - с целью компенсации систематической ошибки
прицеливания по направлению движения цели отключили схему учета скорости
сближения носителя с противником в цепи отработки расчетного времени. Это
позволило уменьшить ошибку до 4-6 тысячных долей дистанции огня
УБ-16-57УМ
В ходе испытаний прицела АСП-5НМ установили, что точность стрельбы по
наземным целям снарядами АРС-57М с отключенным датчиком углов атаки и
скольжения ДУАС-15 выше, чем с включенным, однако при этом уменьшается
подвижность прицельной сетки. В связи с этим необходимо было в прицеле
АСП-5НМ предусмотреть возможность отключать датчик Летчики отметили, что
по сравнению с серийным АСП-5Н, новый прицел при условии достаточной
тренировки пилотов строевых частей обеспечит более высокую точность
стрельбы снарядами АРС-57М, тем более что сам процесс прицеливания у обоих
прицелов практически не отличается
За два года испытаний авиационной реактивной системы АРС-57М на
самолете МиГ-19 ведущие летчики по государственным и контрольным летным
испытаниям майоры Петерин и Степанов выполнили в общей сложности 101
полет. На земле и в воздухе было отстреляно 1336 снарядов АРС-57М всех
опытных партий. В мае 1959 года снаряд АРС-57М приняли на вооружение ВВС
под наименованием С-5М в составе авиационной реактивной системы
АС-5М истребителей МиГ-19С и МиГ-19П.
Традиционно конструкторы НАРС постоянно боролись за улучшение
точностных характеристик при стрельбе по воздушным целям. При разработке
реактивных снарядов крупных калибров это было вполне справедливо, а при
серийно-залповой стрельбе НАРС малого калибра считалось не таким важным.
Вместе с тем гарантированно уничтожить воздушную цель в одном залпе можно
было при наличии на борту истребителя не менее 98 снарядов типа С-5 или
С-5М. Вооружить МиГ таким боезапасом без ущерба для его летных
характеристик в то время считалось нереальным Поэтому с 1956 г. акцент в
проектировании НАРС семейства С-5 постепенно начал смещаться в сторону
решения задач по поражению наземных целей. А для борьбы с воздушными
противниками МиГи стали вооружать управляемыми ракетами.