В конце 60-х годов для повышения огневой мощи стрелково-пушечного
вооружения самолетов фронтовой бомбардировочной и
истребительно-бомбардировочной авиации КБ "Точмаш" поручили создать 80-мм
авиационные неуправляемые реактивные снаряды. Это сопровождалось новыми
требованиями к оружию, сформулированными на основе опыта эксплуатации в
войсках авиационных реактивных систем калибра 57 мм. Заказчик требовал
надежно защитить боеприпасы от аэродинамического нагрева, уменьшить
влияние стрельбы ими на работу двигателя самолета-носителя, сократить
временные интервалы между выстрелами, а также увеличить дальность стрельбы
и снизить минимальную высоту применения.
Появление широкой номенклатуры снарядов этого семейства обусловили два
фактора. Во-первых, НАРС нескольких марок составили комбинации ряда
однотипных БЧ, оснащенных различными ракетными двигателями. Во-вторых, на
основе наиболее удачных двигателей было создано большое количество типов
боевых НАРС и снарядов вспомогательного назначения. На сегодня известны
около 25 серийных НАРС калибра 80 мм и более десятка опытных моделей.
Орудийный блок Б-8М конструкции МКБ "Вымпел" в марте 1972 г. прошел
заводские, государственные наземные и стендовые испытания стрельбой
снарядами С-8. С апреля по июль 1974 г. в ходе специальных летных
испытаний авиационной реактивной системы АС-8 истребитель-бомбардировщик
Су-17 оборудовали двумя 80-мм орудийными блоками Б-8М и двумя - Б-8М1.
Ведущим инженером по блокам в ГК НИИ ВВС был назначен майор-инженер
Н.Е.Башкиров. Разработчиков представлял ведущий конструктор МКБ "Вымпел"
по орудийным блокам Б-8М и Б-8М1 А.Уткин.
Б-8М1
В 3-м пункте заключений по госиспытаниям было отмечено, что орудийные
блоки Б-8М1 более совершенны по своим техническим данным (испытатели
отнесли к ним габариты, массу и технологию изготовления блока) и их
предлагали принять на вооружение ВВС. В большей степени значительной
являлась именно последняя характеристика, поскольку на основе опыта
производства и эксплуатации у этого орудийного блока отказались от
обшивки силового корпуса.
Б-8М и Б-8М1 одновременно приняли на вооружение. Позже от Б-8М в ВВС
отказались и в арсенале МиГов остались только более надежные Б-8М1. Они
дополнили варианты вооружения МиГ-23 последних модификаций, МиГ-27 и
МиГ-29.
Б-8М1 под крылом Су-25
К концу 90-х годов в КБ самарского объединения "Авиаагрегат" специально
для продажи на экспорт разработали самолетный вариант семиствольного
орудийного блока Б-8С7. Дело в том, что до сих пор состоящие на вооружении
ВВС во многих странах мира истребители МиГ-21 последних серий переживают
период "ренессанса". В связи с этим надежные машины переоснащают авионикой
западного производства, но при этом вооружение на них остается прежним -
57-мм НАРС, хотя снятых с вооружения российских ВВС снарядов семейства С-5
уже катастрофически не хватает, а новые и более мощные НАРС калибра 80 мм
"21-е" нести не могут. В перевооружении этих машин принимают самое
деятельное участие и российские специалисты Не отстают от них и
производители НАРС. МиГ-21 последних серий перевооружают 20-ствольными
орудийными блоками Б-8М1, хотя при этом из-за ограничений по весовой
группе подвесить их на самолетах можно лишь на внутренние подкрыльевые
точки. Внешние же оказываются свободными. Специально для подобных ситуаций
самарцы и разработали свое "семиствольное чудо", поскольку на консолях
крыла оно в заряженном состоянии не превышает допустимых нагрузок. Таким
образом, реактивное вооружение истребителя дополняют 14 снарядов единого
калибра.
Стрельба ракетами С-8 с вертолета Ми-24
На основе базовой конструкции С-8 с универсальной
кумулятивно-осколочной боевой частью было разработано несколько
модификаций ракеты: С-8М и С-8КОМ с модернизированной боевой частью
усиленного осколочного действия и твердотопливным двигателем, имеющим
увеличенное время работы. С-8КОМ может пробивать броню толщиной до
400 мм.
Кроме того имеются
еще несколько вариантов
ракет.
Ракета С-8С имеет боевую часть, несущую 2000 стреловидных поражающих
элементов для поражения живой силы. На конечном участке полета стрелы
выбрасываются вперед выщибным зарядом.
Ракета С-8БМ имеет бетонобойную боевую часть проникающего действия,
пробивающую слой железобетона толщиной до 0,8 м.
Ракеты С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно детонирующей смесью;
2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества смешиваются и образуют
аэрозольное облако объемно детонирующей смеси. Взрыв по фугасному действию
эквивалентен 5.5-6 кг тротила.
Ракеты С-80 и С-80М осветительные. Горючий состав весом 1,0 кг дает силу
света порядка 2 млн свечей в течении 30 секунд.
Ракета С-8П предназначалась для создания пассивных помех РЛС
противника. При срабатывании дистанционного взрывателя из боевой части
ракет вышибным зарядом выбрасываются диполи из металлизированного
стекловолокна. Первые образцы ракет за 3 секунды создавали облако диполей.
С-8М - модернизированная. Отличается БЧ усиленного осколочного действия и
двигателем с увеличенным временем работы
В модификациях С-8А, С-8В, С-8АС и С-8ВС ракеты отличаются
усовершенствованным РДТТ, измененным составом топлива и устройством узла
стабилизации.
Для пуска С-8 используются двадцатизарядные блоки Б-8, модернизированные
Б-8М и Ml, а также Б-8-0 с теплозащитой. Вертолетное исполнение блока
Б-8В20А отличается удлиненными пусковыми трубами и упрощенной конструкцией
без носового обтекателя (при небольших скоростях полета вертолетов прирост
аэродинамического сопротивления незначителен).
Б-8В20А
По эффективности применения и мощности БЧ С-8
значительно превосходят С-5. Так, залп 80-мм ракет из одного 20-зарядного
блока Б-8 по поражающему действию сопоставим с одновременным пуском С-5 из
трех 32-зарядных блоков УБ-32, а по дальности и точности превосходит их.
Преимущества C8 привели к тому, что в настоящее время боевые самолеты и
вертолеты комплектуются в основном 80-мм блоками НАР, которые постепенно
вытесняют С-5.