В 1932 году слушатель Военно-морской академии им. Ворошилова А.Б. Гейро
в своем дипломном проекте предложил достаточно интересное техническое
решение авиационной беспарашютной якорной гальваноударной мины. Ему предложили
продолжить работу по реализации проекта в Научно-исследовательском минно-торпедном
институте. К ней привлекли также группу специалистов Центрального конструкторского
бюро (ЦКБ-36). Работа завершилась успешно, и в 1940 году на вооружение
авиации ВМС была принята мина АМГ-1 (авиационная мина
Гейро). Автора ее удостоили звания лауреата Сталинской премии. Мина допускала
постановку с высот от 100 до 6000 м при скоростях 180ў215 км/ч. Ее тротиловый
заряд составлял 250 кг.
Во время испытаний мины сбрасывали на лед Финского залива толщиной 70-80
см, они его уверенно пробивали и устанавливались на заданную глубину.
Хотя по большому счету практического значения это не имело, так как парашюты
оставались на поверхности льда. Мина была отработана на самолетах ДБ-3
и Ил-4. Мина АМГ-1 имела сфероцилиндрический корпус с пятью свинцовыми
гальваноударными колпаками, внутри которого находился гальванический элемент
в виде стеклянной ампулы с электролитом, цинковый и угольный электроды.
При ударе корабля о мину колпак сминался, ампула разрушалась, срабатывал
гальванический элемент, образующаяся электродвижущая сила вызывала ток
в цепи запала и взрыв. На морских минах свинцовый колпак закрывался чугунным
предохранительным колпаком, который удалялся после постановки мины. На
мине АМГ-1 гальваноударные колпаки утапливались и выдвигались из гнезд
корпуса пружинами после установки мины на заданное углубление.
|
|
Авиационная якорная мина
АМГ-1
1 - баллистический наконечник, 2 - якорь, 3 - амортизатор,
4 - корпус мины, 5 - крестообразный стабилизатор, 6 - тросы крепления
стабилизатора и обтекателя к мине |
Корпус мины размещался на якоре обтекаемой формы с резиновой и деревянной
амортизацией. Мина снабжалась стабилизатором и баллистическим наконечником,
отделявшимися при приводнении. Мина устанавливалась на заданное углубление
петлевым способом, всплывая с грунта.
Первое боевое применение советсвиких авиационных мин произошло в ходе
войны с финнами. С 29 января по 20 февраля 1940 г. самолеты 1-го минно-торпедного
полка Краснознаменного Балтийского флота выставили в районе Або-Оландского
архипелага 45 мин. Из них 39 были мины МАВ-1 и 6 - АМГ-1. Мины ставились
на шхерных фарватерах в битый лед бпнками по 2-4 штуки. МАВ-1 сбрасывались
с высоты 500 м, а АМГ-1 - с высоты 200 м. За время минных постановок было
потеряно два самолета, при этом на выставленных минах предположительно
погиб один транспорт.
К началу Великой Отечественной войны наша морская авиация располагала
502 авиационными минами. Из них 92 были на Краснознаменном Балтийском
флоте, 165 - на Черноморсом флоте, 210 - на Тихоокеанском флоте и 35 на
тыловых складах. В ходе войны флот получил от промышленности еще 1413
авиационных мин АМГ-1.