Разработка ракеты "Орел" с турбоводометным двигателем была начата
НИИПГМ в 1969 году практически параллельно с ракетой "Ястреб" (АПР-2). Ракета
предназначена для поражения современных и перспективных подводных лодок
на глубинах до 800 м, а так же надводных кораблей в любых акваториях Мирового
океана, в том числе и в районах с малыми глубинами.
Наличие нового типа двигателя должно было увеличить дальность стрельбы,
повысить скорость движения и глубину хода снаряда. Турбоводометный двигатель
создавался в КБ завода "Сатурн" под руководством главного конструктора
А.М.Люльки. Из-за разногласий и несогласованности в проведении совместных
работ проектирование ракеты "Орел" сильно затянулось.
Из-за сложности решения задач, поставленных перед создателям и ракеты
"Орел", были перенесены сроки разработки, вследствие чего она получила
обозначение "Орел-М". ОКР "Орел" была завершена в 1990 году. После
принятия на вооружение ракета получила обозначение АПР-3 (экспортный
вариант - АПР-ЗЭ).
Ракета АПР-3 применяется с противолодочных самолетов и вертолетов по
данным первичного целеуказания. Она отличается от существующих авиационных
противолодочных торпед и ракет высоким быстродействием в режиме поиска
и обнаружения цели, высокой скоростью сближения с ней после первичного
захвата и поражает противника, как правило, до начала организации им противодействия.
Ракета АПР-3 подвешивается под носитель за специальные наделки, размещенные
на корпусе двигатель.
Ракета АПР-3 состоит из следующих основных частей, размещенных поотсечно:
системы наведения (носовой приборный отсек, включает акустическую головку
и автомат системы наведения), отсек боевой части (боевой заряд и предохранительно-исполнительный
механизм), центральный приборный отсек (приборы системы управления, электропитание
и др.), отсек двигательной установки (газогенератор с зарядом твердого
топлива и турбонасосный агрегат движителя), кормовой приборный отсек (блоки
бортовой автоматики и электрические рулевые приводы) и отсек торможения
(корпусно-механическая часть, парашютная система, устройства ввода в работу
тормозной системы). Для уменьшения влияния шумов двигателя на систему
самонаведения корпус ракеты и узлы крепления акустической
головки выполнены
из шумопоглащающего материала.
Для предотвращения повреждения системы самонаведения при приводнении
ракеты на носовую часть надевается металлический
обтекатель. После приводнения
ракета входит в воду под углом 15± по деференту, при этом она стабилизируется
по курсу и крену. На глубине 20 м снимается предохранение взрывного устройства.
Система наведения - гидроакустическая с использованием комбинации корреляционно-фазового
метода обработки информации с методами согласованной фильтрации и амплитудной
селекции. В многоканальной гидроакустической системе обнаружения и пеленгования
(СОП) ракеты АПР-3 впервые
были применены новые пространственно-временные корреляционные методы обработки
принимаемых сигналов в сочетании с использованием специальных зондирующих
посылок с азимутальной частотной модуляцией. Это позволяет надежно отстраиваться
от реверберационных помех и средств гидроакустического противодействия.
Кроме того, для характеристик системы самонаведения в СОП реализованы
стробирование цели по дальности, по углу в горизонтальной и вертикальной
плоскостях, плавающий цикл по излучению, изменение длительности зондирующей
посылки с дистанцией. Эффективное поражение подводных целей обеспечивается
введением закона наведения с адаптивным углом упреждения.
При поисках цели на глубинах до 200 метров сканирование пространства
производится в режиме гравитационного погружения по спиральной траектории
с выключенной двигательной установкой (ДУ), при больших глубинах включается
ДУ. После обнаружения и захвата цели ракета энергично сближается до ее
поражения. Вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания
300-500 м составляет до 0,92 (0,8-0,85). При промахе ракета
самоликвидируется.
В настоящее время экспортный вариант ракеты АПР-3 предлагается для поставок
за рубеж, она неоднократно представлялась на международных выставках В
и ВТ. Ракета надежна и проста в эксплуатации. Для эксплуатации ракеты
АПР-3 созданы следующие устройства: комплект оборудования стационарной
технической позиции СТП-3Э (в него входит станция автоматического контроля
АКИПС-3.2); комплекты запасных частей с основными блоками; комплект учебных
пособий (с учебно-разрезной ракетой АПР-ЗР и комплексным учебным имитатором
А4).