Для вооружения первых отечественных реактивных самолетов-торпедоносцев
Ту-14Т и Ил-28Т была разработана под руководством главного конструктора
Г.Я.Диллон и заместителя главного конструктора В.П.Голикова (после смерти
Г.Я.Диллона был главным конструктом) подводная реактивная торпеда РАТ-52.
Работы реактивным торпедам были начаты в ПИИ-1 МСХМ в 1944 году и завершились
в НИИ-2 МАГТ (НИИАС) в 1952 году.
В 1947 году был разработан проект 45-см реактивной авиационной торпеды
с пороховым двигателем с тягой 800-1200 кг (определялась температурой
порохового заряда). Она могла сбрасываться с самолета-носителя с высот
до 10 км при скорости полета до 800 км/ч. На заданном курсе воздушного
участка траектории торпеда удерживалась системой управления, состоящей
из трех гироскопов, с помощью специального крыла и элеронов.
Первоначально на реактивной торпеде предполагалось установить систему
гидроакустического самонаведения, но в дальнейшем от этой идеи отказались.
Система самонаведения усложняла конструкцию торпеды и затягивала сроки
создания, т.к. для ее разработки требовалось проведение фундаментальных
исследований. В конструкции торпеды широко применялись легкие сплавы,
за счет чего была увеличена масса боевой части. Торпеда отличалась простотой
применения.
Испытания опытной партии торпед проводились в 1947 году. Снаряжение реактивных
торпед и их заводские испытания проводилось на филиалах завода 466 в
Феодосии и Лисьем Носу. В 1950 г. торпеда прошла заводские испытания,
на них проводились пуски с самолета Ту-2 при скорости полета 450 км/ч.
Государственные испытания были завершены в 1952 году. 4 февраля 1953 года
реактивная торпеда под обозначением РАТ-52 была принята на вооружения
торпедоносцев ВМФ. Войсковые испытания РАТ-52 проходила в сентябре-ноябре
1953 года на Черном море. с торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т из 943-го МТАП,
было сброшено 54 торпеды различного оснащения. При испытании на полигоне
вероятность поражения одной торпедой составляла 0,17-0,38. За время всех
видов испытаний реактивной торпеды было произведено около 700 выстреливаний
и сбросов.
Торпеда РАТ-52 состояла из боевою зарядного отделения (заряд ВВ и два
взрывателя), приборного отсека, кормового отделения (с твердотопливным
двигателем и рулевыми машинками) и парашютной системы. В передней части
с углом атаки 23 градуса устанавливалось стальное носовое крыло для вывода
торпеды на заданную глубину после приводнения. Для постепенного снижения
скорое ггг падения торпеды с самолета-носителя на РАТ-52 была установлена
парашютная система из двух парашютов: малого и большого, которая приводилась
в действие автоматом раскрытия парашюта ПАС-1. Стабилизацию торпеды обеспечивали
цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны.
Торпеда РАТ-52 предназначалась для прицельного высотного торпедометания
и поражения надводных кораблей с осадкой более 2 метров. Она могла применяться
с высот от 1500 м до практического потолка самолета-носителя. Для прицеливания
торпедоносцы использовали радиолокационный прицел ПСБН-М и оптический
ОПБ-6СР. Перед сбросом штурман самолета задавал глубину хода торпеды от
2 до 8 метров, подключал на зарядку конденсаторы торпеды. Затем самолет
выводился на боевой курс, производилось прицеливание как при бомбометании
и автоматическая отцепка торпеды в заданный момент. После отделения от
самолета-носителя у РАТ-52 раскрывался малый тормозной парашют, имеющий
форму пропеллера, на высоте 500 м раскрывался большой тормозной парашют.
При спуске торпеды на парашютной системе элероны, по командам системы
управления, удерживали ее в плоскости стрельбы, предотвращали вращение.
На воздушном участке в системе управления торпеды действовали: три гироскопа
- курса, носовой и элеронный. В момент входа в воду парашютная система
отделялась. торпеда проваливалась на глубину 20 метров и под действием
носового крыла приводилась в горизонтальное положение. В дальнейшем носовое
крыло отстреливалось. включался гидростат, запускался двигатель и на заданной
глубине 2-8 м торпеда шла к цели.
По опыту учений было выявлено, что атака транспортов из состава конвоев
торпедами РАТ-52 более эффективна при сбросе их группами с высоты 4000
м и более (до 13000 м). При одиночном применении торпеды РАТ-52 вероятность
попадания в цель была 0,02%.
Для предотвращения коррозии торпеды РАТ-52 хранились в специальных контейнерах,
заполненных азотом. Для тренировок личного состава был создан учебный
вариант торпеды РАТ-52. На нем вместо взрывчатою вещества в боевом зарядном
отделении находилась регистрирующая аппаратура и бачок со спиртоводной
смесью, которая вытеснялась сжатым воздухом после остановки торпеды для
обеспечения всплытия.
Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские
самолеты Ил-28Т ее успешно применили в боевых действиях в конце 50-х годов
в Тайваньском проливе. В процессе серийного производства РАТ-52 была заменена
модифицированной торпедой РАТ-52М.
После смерти Г.Я.Диллона в 1958 году работы по модернизации реактивной
торпеды РАТ-52М возглавил В.П.Голиков. В результате проведенных работ
была улучшена конструкция реактивной торпеды, повышена ее надежность.
В серийном производстве РАТ-52М заменила свою предшественницу РАТ-52.
В 1983 г. торпеда РАТ-52М (РАТ-52) была официально снята с вооружения
ВМФ.