К началу войны на Тихом океане самыми современными авиационными
торпедами были торпеды тип 91 модель 2, поступившие на вооружение в апреле
1941 г. и отличавшиеся более тяжелой боевой частью, более легким воздушным
резервуаром и конструкцией стабилизатора. Однако во многих частях базовых
торпедоносцев-бомбардировщиков в роли главного противокорабельного оружия
оставались более ранние торпеды тип 91 модель 1. Именно такими торпедами
были вооружены самолеты G3M корпусов морской авиации Михоро и Гензан,
которые атаковали и потопили у берегов Малайи линкор "Принц Уэльский" и
линейный крейсер "Рипалс". Участвовавшие в том же бою более современные
бомбардировщики G4M корпуса морской авиации Канойя несли новые торпеды тип
91 модель 2.
Отдельной историей является доработка торпед тип 91 мод. 2 для удара по
Пирл-Харбору. Началом работ по модернизации торпед в арсенале флота в
Йокосуке послужили рапорты японских офицеров, побывавших в Таранто после
налета английской палубной авиации. Первые конструкции были неудачными, но
потом японцы достигли определенного успеха. Для атаки в мелководной гавани
торпеда в хвостовой части была снабжена двумя деревянными стабилизаторами,
не позволявшими ей зарыться в дно гавани при сбросе, а также новым
гидростатом, который обеспечил уменьшение на 2 м глубины погружения
торпеды после сброса. Тем не менее оставались ограничения: высота сброса
20 м при скорости до 296 км/ч и дальность до цели не менее 200 м,
необходимая для взведения взрывателя. Первая удачная конструкция
стабилизаторов появилась в конце сентября, первые торпеды с ними - в
октябре 1941 г. Но только к концу октября арсенал в Йокосуке смог
поставить достаточное для атаки количество торпед. Одновременно
совершенствовались приемы выхода в атаку, разрабатываемые специально для
условий Пирл-Харбора и нигде более не применявшиеся, в конце концов японцы
остановились на сбросе торпеды с высоты 10 м при скорости 185 км/ч и угле
пикирования 1,5 град., при проверке этот способ дал 80 % попаданий.
Во второй половине 1942 г. в части начала
поступать новая торпеда тип 91 модель 3 с увеличенной БЧ и усиленным в
расчете на большее давление воздушным баллоном. Ее бронзовые части по
возможности были заменены стальными и на некоторых образцах использовались
восемь экспериментальных хвостовых стабилизаторов. После этого японские
авиационные торпеды совершенствовались по двум направлениям: усиление
конструкции для повышения максимальной скорости сброса, что было вызвано
появлением новых типов торпедоносцев, и увеличение веса БЧ и, как
следствие, разрушительной мощи торпеды за счет уменьшения дальности хода.
В 1943 г. появилась модификация торпеды модель 3 с улучшенной конструкцией,
а в 1944 г. за ней последовала усиленная версия торпеды. Модель 3
улучшенная отличалась подкрепленными дополнительными Т-образными профилями
хвостовой частью и двигательным отсеком, что позволило увеличить скорость
сброса до 300 узлов (555 км/ч). В усиленной модели вместо Т-образных
профилей были применены I-образные, кроме того, ими была усилена не только
хвостовая часть, но и БЧ, баллон со сжатым воздухом выполнен облегченным с
уменьшением давления и сокращением дальности хода. Конструкция этой
модификации торпеды предусматривала скорость сброса до 350 узлов (648 км/ч).
В том же 1944 г. на вооружение поступила торпеда тип 91 модель 4,
представлявшая собой усиленную версию модели 3 с увеличенной БЧ, вслед за
которой появилась модель 7 с еще более мощной БЧ.
Кроме обычных авиационных парогазовых торпед в Японии велись работы и
над кислородными 533-мм торпедами тип 94. Модель 1 этой торпеды была
экспериментальной и серийно не производилась, а модель 2 была выпущена в
незначительном количестве, достоверные данные о ее применении отсутствуют.
|