В 1980 году Англия, Германия и США начали разработку
новых управляемых ракет "воздух-воздух" малой и средней дальности.
Вскоре стало известно, что в СССР готовятся
к принятию на вооружение к
принятию управляемой ракеты малой дальности Р-73, обладающей весьма высокими
характеристиками. Было принято решение, что Англия и Германия (поздней
присоединились Норвегия и Канада) будут разрабатывать ракету малой дальности
ASRAAM (Advanced Short Range Air to Air Missile), а США продолжит заниматься
разработкой УР средней дальности AMRAAM (Advanced Medium Range Air to
Air Missile).
Но в виду того, что Королевские ВВС в результате программы ASRAAM хотели получить УР способную поражать цели на больших дальностях
по сравнению с AIM-9, а Luftwaffe - высокоманевренную УР, подобную советской
Р-73, европейско-американское соглашение было
аннулировано, США решили
продолжать развивать семейство Sidewinder - AIM-9X. В 1989 году программу
покинула Германия, а в 1990 Норвегия, Канада и США. Однако Англия, потратившая
несколько миллионов фунтов на разработку ASRAAM решила продолжать разработку.
В мае 1991 года Англией был объявлен тендер. В тендере
выступили фирмы ВAe Dynamics с УР ASRAAM, немецкая фирма BGT с доработанной
AIM-9L и французская MICA. Почти все из полученных предложений были отвергнуты
Англией в виду несоответствия ТТХ УР основным требованиям. В марте 1992
года английская фирма BAe Dynamics получила контракт на разработку и постройку
новой УР малой дальности ASRAAM под обозначением SR(A)-1234. Германия,
позднее, объединила силы со Швецией, Италией и Канадой для разработки собственной
существенно продвинутой УР IRIS-T.
Тепловизионная ГСН разработана фирмой Raython. ИК-прозрачный
обтекатель выполнен из сапфира, под которым расположена матрица ИК-датчиков
с разрешающей способностью 128х128. Совместно с цифровым сигнальным процессором
и специализированным программным обеспечением СН ASRAAM
способна "видеть"
цели. Программное обеспечение позволяет
осуществлять зону поражения цели
- планер, двигатели, кабина, крылья и т.д. Эти возможности обеспечивают
повышенную защищенность против ложных целей. В качестве целеуказания СН
ракеты может получать данные от нашлемной системы или БРЛС.
После зрения ГСН составляет 90.
ASRAAM оснащена осколочно-фугасной
БЧ с лазерным взрывателем, при необходимости возможна установка более
мощной БЧ. Интерфейс ракеты на 100% совместим с интерфейсом УР AIM-9.
Любой самолет, который может быть носителем Sidewinder может использовать
ASRAAM. Однако наиболее полно возможности ракеты могут быть реализованы
только на самолетах с электроникой выполненной
по стандарту MIL-STD-1553.
Начальные поставки в ВВС Англии были осуществлены в декабре
1998 года. Первые ракеты были использованы на самолетах EF-2000 Typhoon,
Harrier и Tornado F.3 OEU. Было осуществлено восемь успешных запусков
УР ASRAAM, в ходе которых было сбито 3 учебных мишени F-4 Phantom II.
С сентября 2001 года по май 2002 планируется осуществить различные варианты
применения в различных боевых условиях. Принятие на вооружение УР ASRAAM
планируется в декабре 2001 года. На вооружение ракета поступит под обозначением
AIM-132.
В начале 1998 года ASRAAM победила в конкурсе, который проводили Королевские
ВВС Австралии для замены AIM-9. В конкурсе так же участвовали израильская
УР Python-4 и американская AIM-9X. Планируется осуществить доработку истребителей
F-18. Помимо Англии и Австралии интерес к ASRAAM проявляют Греция, Испания,
Швейцария и Южная Корея. Кроме того, Англия планирует заменить УР AIM-9
на самолетах Tornado GR.4, тем самым сокращая количество типов оружия
находящихся на вооружении.