AIM-4A (GAR-1) AIM-4C/D(GAR-2)
AIM-4E/F(GAR-3) AIM-4G
(GAR-4)
Управляемая ракета Falcon стала первой УР малой дальности, поступившей
в массовую эксплуатацию в ВВС США. Разработка ракеты была начата в 1946,
когда фирма Hughes получила контракт на исследования по теме
околозвуковой
ракеты малой дальности в рамках проекта MX-794 Dragonfly. Вскоре требования
изменились, скорость ракеты стала сверхзвуковой. Носителями ракеты должны
были быть бомбардировщики, и применять ракеты в целях самообороны.
Разработка
ракеты была продолжена в 1947 году, но проект теперь был обозначен как
MX-904. На этот раз ракете так же был присвоен индекс AAM-A-2. Первая
экспериментальная ракета XAAM-A-2 была испытана в 1949 году, а в 1950
основными носителями стали истребители. Ракета получила имя Falcon, а основными
носителями стали перехватчики F-89 и F-102. Ракета предназначалась для
борьбы с неповоротливыми и относительно медленными бомбардировщиками.
В 1951 году в ВВС США начали присваивать обозначения типа самолета управляемым
ракетам, носителями которых они являлись. Ракеты-перехватчики получили
обозначение "истребитель" - Fighter. Таким образом "Сокол"
стал F-98. Испытания прототипов XF-98 и YF-98 продолжились, и в
1954 году был построен первый серийный образец F-98. В 1955 году ВВС прекратили
использование обозначение ракет самолетным индексами, и Falcon снова был
переименован. Ракеты XF-98, YF-98 и F-98 получили обозначение XGAR-1,
YGAR-1 и GAR-1 соответственно.
GAR-1 была оснащена полуактивной системой наведения. Ракета оснащалась
твердотопливным двигателем Thiokol M58, обеспечивавшим дальность действия
около 8 километров и 18 килограммовой боевой частью с контактным взрывателем.
На вооружение истребителей-перехватчиков F-98H/J и F-102 ракета поступила
в 1956 году. Всего было произведено около 4000 единиц GAR-1.
GAR-1D
(AIM-4A): |
Длина,
м
Диаметр, мм
Размах, м
Вес, кг
БЧ
Взрыватель
Система наведения
Двигатель
Дальность, км
Скорость, М |
1,98
0,163
0,508
54
18 кг, фугасная
контактный
полуактивная радиолокационная
ТТРД Thiokol M58
9,7
3 |
Проводились летные испытания улучшенных вариантов XGAR-1A и XGAR-1B,
но в массовое производство они не пошли.
УР GAR-1D имела улучшенную маневренность из-за новой конфигурации
рулей. Рулевые поверхности вынесли за заднюю кромку крыльев. GAR-1D стала
самой массовой из полуактивных "Соколов", всего было выпущено
около 12000.
Ракета GAR-2 очень похожа на GAR-1D, но за место полуактивной
ГСН установлена инфракрасная. Войсковая экплуатация началась в 1956 году.
Обычно самолет-перехватчик снаряжался обоими типами ракет. Летчик применял
по цели сразу оба типа ракет, повышая таким образом вероятность ее поражения.
УР GAR-2A была оснащена улучшенной ИКГСН, которая способна захватывать
цели в большем диапазоне фоновых температур. Всего было построено более
чем 26000 единиц ракет GAR-2/2A.
GAR-2A/B
(AIM-4C/D): |
Длина,
м
Диаметр, мм
Размах, м
Вес, кг
БЧ
Взрыватель
Система наведения
Двигатель
Дальность, км
Скорость, М |
2,02
0,163
0,508
61
18 кг, фугасная
контактный
инфракрасная
ТТРД Thiokol M58
9,7
3 |
В 1958 году фирма Hughes начала работы по улучшенному варианту ракеты.
Новый вариант получил имя Super Falcon. Первый Super Falcon был
оснащен полуактивной радиолокационной боевой частью и получил обозначение
GAR-3. Двигатель ракеты имел большее время работы и обеспечивал большую
дальность полета. Всего было построено около 300 ракет
GAR-3, после
чего в 1959 ей на замену пришла GAR-3A. Ракету оснастили новым
двухрежимным двигателем M46 и улучшенной ПАРЛГСН с повышенной точностью
и лучшие защищенностью к средствам РЭБ. Было произведено около 3400 ракет
GAR-3A, которые пришли на замену GAR-1D на большинстве самолетов.
GAR-3A
(AIM-4F): |
Длина,
м
Диаметр, мм
Размах, м
Вес, кг
БЧ
Взрыватель
Система наведения
Двигатель
Дальность, км
Скорость, М |
2,18
0,168
0,61
68
18 кг, фугасная
контактный
полуактивная радиолокационная
двухрежимный ТТРД Thiokol M46
11,3
4 |
Опытный образец "Супер сокола" с инфракрасной СН получил обозначение
XGAR-4. На вооружение ВВС США ракета была принята под 1960 году обозначением
GAR-4A. По сравнению с GAR-2/2A GAR-4A имеет улучшенную ИК ГСН,
которая способна захватывать цели меньшего размера на больших дистанциях.
Всего было построено 2700 ракет GAR-4A.
GAR-4A
(AIM-4G): |
Длина,
м
Диаметр, мм
Размах, м
Вес, кг
БЧ
Взрыватель
Система наведения
Двигатель
Дальность, км
Скорость, М |
2,08
0,168
0,61
66
18 кг, фугасная
контактный
инфракрасная
двухрежимный ТТРД Thiokol M46
11,3
4 |
В 1963 году все существующие ракеты GAR-1, 2, 3 и 4 получили новое обозначение.
Все ракетам был присвоен индекс AIM-4.
Старое обозн.
|
Новое обозн.
|
GAR-1
|
AIM-4
|
GAR-1D
|
AIM-4A
|
GAR-2
|
AIM-4B
|
GAR-2A
|
AIM-4C
|
GAR-2B
|
AIM-4D
|
GAR-3
|
AIM-4E
|
GAR-3A
|
AIM-4F
|
GAR-4A
|
AIM-4G
|
Последней ракетой из соколиного семейства эксплуатировавшейся в ВВС США
стала GAR-2B (AIM-4D). В ней сочетались размеры GAR-2A и более современная
ГСН от УР GAR-4A. Эта ракета стала единственной из всех "Соколов"
созданная специально для воздушного боя. Всего было выпущено около 4000
AIM-4D. На вооружение ВВС США была принята в 1963 году. Большое количество
AIM-4A/C было доработано до стандарта AIM-4D.
Ракета AIM-4D использовалась в боях на истребителях F-4D
оснащенных пусковыми
установками LAU-42/A. Однако вскоре стало ясно, что AIM-4D мало подходит
для маневренного воздушного боя. С помощью "Соколов" удалось
сбить лишь 5 самолетов противника. Основной проблемой ракеты было охлаждение.
Ограниченного количество жидкого азота на борту означало что ГСН ракеты
не может охлаждаться в течении длительного времени. Охлаждение должно было
осуществляться непосредственно перед применением, т.е. непосредственно
во время ведения воздушного боя. Процесс охлаждения занимал 5 секунд,
которые в бою являются вечностью, и за это время цель вполне могла выйти
из зоны поражения. Более того, когда после нескольких отмен запуска израсходовался
хладагент, ракета превращалась в бесполезную болванку, которую надо было
возвращать на базу для техобслуживания.
Другой проблемой было отсутствие
бесконтактного взрывателя. Из-за этого для поражения цели было необходимо,
чтобы AIM-4D попала непосредственно в цель. Свою лепту в плачевный боевой
счет вносили летчики, которые не из-за отсутствия опыта применяли Falcon
безуспешно. В 1969 году ракеты AIM-4D начали постепенно снимать с вооружения
американских ВВС и к 1973 году не осталось ни одной ракеты в войсковой
эксплуатации. AIM-4D выпускалась по лицензии в Швеции под обозначением
Rb28.
Финальным вариантом Falcon стала экспериментальная ракета XAIM-4H.
С 1970 по 71 было построено только 25 ракет, которые являлись
улучшенной
УР AIM-4D. XAIM-4H получила новую БЧ, лазерный бесконтактный взрыватель
и повышенную маневренность. Лазерный взрыватель состоял из четырех лазеров
в носовой части ракеты. Однако более успешная и универсальная УР AIM-9
доказала свое полное превосходство над Falcon, и в 1971 году программа
AIM-4H была прекращена.