AIM-7C AIM-7D
AIM-7E AIM-7E2 AIM-7F
AIM-7M
Следующая модификация ракеты Sparrow II (ААМ N-3) имела полуактивную
радиолокационную систему самонаведения. В остальном ее данные были близки
к Sparrow I. В 1955ў56 гг. было изготовлено небольшое количество ракет
Sparrow II, затем ее сняли с производства в связи с появлением новой модификации
- Sparrow III.
Ракета Sparrow III первоначально имела индекс AAM-N-6, позже - AIM-7C.
Система наведения полуактивная радиолокационная. Двигатель тот же, что
и на предшествующих моделях.
Разработка Sparrow III была начата в 1954 г., в 1958 г. она была принята
на вооружение. Ракета была на вооружении истребителей Demon (F3H и F3H-2)
и Phantom II (F-4B, F-4C, F-4M) по 6 ракет.
Все модификации ракеты Sparrow III выполнены по одинаковой аэродинамической
схеме с крестообразным поворотным крылом и стабилизатором, конструктивно
они состоят из четырех отсеков: головного, крыльевого, боевой части и
двигательного. Они имеют одинаковые узлы подвески и приблизительно равные
геометрические размеры, что дает возможность использовать их на одних
и тех же самолетах-носителях. Управляемые ракеты наводятся по методу пропорциональной
навигации и оснащаются полуактивными радиолокационными головками самонаведения.
Отраженный от цели сигнал облучения принимается антенной головки самонаведения,
а прямой опорный ў хвостовой антенной. В крыльевом отсеке находится исполнительный
механизм, который отклоняет консоли крыла пропорционально сигналам управления.
На ракетах применяются боевые части стержневого типа, поражающим элементом
которых является непрерывное кольцо из стальных спаянных друг с другом
стержней, образуемое после подрыва боевой части неконтактным активным
радиолокационным (при полете вблизи цели) или контактным (при прямом попадании)
взрывателем.
Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км |
AIM-7C
203
3,6
980
160
34
667
12
|
Твёрдотопливные двигатели управляемых ракет имеют 1 или 2 режима работы.
Они снаряжаются смесевым топливом в виде шашки с центральным звездообразным
каналом.
Ракета AIM-7D принята на вооружение в 1961 г. Она оснащена полуактивной
радиолокационной головкой самонаведсния непрерывного излучения. Кроме
того, твердотопливный двигатель LR44-RM2, стоявший на AIM-7C, был заменен
на двигатель Roketdyne Мк.38/39 (оба двигателя были 1-режимными). Выпуск
ракет AIM-7D был прекращен в 1963 г. после запуска в производство новой
модификации AIM-7E.
Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км |
AIM-7D
203
3,66
980
180
30
667
15
|
Ракета AIM-7E обладала усовершенствованной головкой самонаведения, имела
новый двигатель Aerojet Мк.52.Mod.2. Вес двигателя составлял 68,5 кг,
время работы 2,8 с. В качестве горючего использовался полибутадиен, окислителя
- перхлорат аммония. Благодаря новому двигателю ракета стала развивать
большую скорость и приобрела большую дальность стрельбы. Понятно, что
большая дальность - это заслуга не только двигателя, но и новой радиолокационной
головки самонаведения.
На базе AIM-7E была создана ракета корабельного зенитного ракетного комплекса
Sea Sparrow, принятая на вооружение ВМФ США и многих других государств.
Позже ракета AIM-7E вошла в состав зенитных ком плексов НАТО Spada (наземного)
и Albatros (корабельного). На базе AIM-7E многие страны создали собственные
ракеты "воздух - воздух". Как видно, успех на полигонных испытаниях и
хорошая реклама принесли ракете AIM-7E мировую славу.
Но гладко было на бумаге, а вот во Вьетнаме в 1965-69 гг. из десяти выпущенных
ракет Sparrow в цель попадала лишь одна. Боевые действия выявили такие
недостатки, как большая минимальная дальность пуска, большая задержка
между захватом цели бортовой РЛС самолета-носителя и пуском LВоробья.
Особенно была низка эффективность при стрельбе по целям, маневрирующим
с большим ускорением.
15 июня 1968 г. у берегов Вьетнама палубные истребителя обстреляли ракетами
Sparrow свои же корабли. Операторы РЛС по ошибке приняли их за вертолеты
северовьетнамцев. В результате получили повреждения крейсер Boston, австралийский
эсминец УРО Hobart, а 2 патрульных катера типа Swift были потоплены.
Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км |
AIM-7E
203
3,66
1020
204
30
1000
25
|
По результатам боевых действий во Вьетнаме срочно была начата разработка
новой модификации ракеты Sparrow ў AIM-7E2, поступившей на вооружение
в 1968 г.
При ее создании основное внимание уделялось достижению необходимых характеристик,
обеспечивающих возможность ведения маневренного воздушного боя. Для этого
было снижено время взведения взрывателя, усовершенствованы головка самонаведения,
система управления и привод консолей крыла. В результате ракета стала
более маневренной, значительно уменьшилась минимально возможная дальность
стрельбы. Для удобства эксплуатации стабилизатор на ней выполнен легкосъемным.
Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км |
AIM-7E2
203
3,66
1020
195
30
667
50
|
К 1973 г. была принята на вооружение ракета
AIM-7F. Ее головка самонаведения
работала в двух режимах: импульсно-доплеровском и непрерывного излучения,
что позволяло применять ракету на самолетах с различными бортовыми РЛС.
Боевая часть новой конструкции стержневого типа имеет больший радиус
поражения. В отличие от предыдущих модификаций боевая часть ракеты установлена
между головным и крыльевым отсеками. Это стало возможным благодаря тому,
что резко уменьшился объем, занимаемый аппаратурой, поскольку вся электронная
схема головки самонаведения, систем управления и подрыва выполнена на
микросхемах, а не на электровакуумных лампах. Кроме того, повысилась надежность
ракеты - наработка аппаратуры на отказ составила 470 ч., то есть в восемь
раз больше, чем у AIM-7E.
Ракета оснащена новым 2-режимным двигателем Hercules Мk.58 Mod.2. При
существенном увеличении дальности стрельбы по сравнению с AIM-7E2, ракета
AIM-7F лучше приспособлена к ведению ближнего маневренного боя.
Войсковая эксплуатация ракет AIM-7F выявила ряд недостатков. Один из
них ў низкая помехозащищенность от радиолокационных сигналов, отраженных
от земли что особенно важно при атаке целей, находящихся малых высотах.
В связи с этим в 1975 г. были начаты pаботы по совершенствованию ракеты
AIM-7F путем оснащения ее моноимпульсной головкой самонаведения с лучшей
помехозащищенностью.
Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км |
AIM-7F
203
3,66
1020
228
39
1120
70
|
В 1976-77 гг. были проведены летные испытания новой модификации AIM-7M.
Тем не менее и в принятой и, вооружение ракете AIM-7M не устранен
принципиальный
недостаток всех ракет "воробьиного семейства" - использование полуактивной
радиолокационной системы наведения. Эта система существенно ограничивает
маневренность самолета-носителя, требует непрерывной подсветки цели (в
течение 20-25 с. при нахождения ее вне пределов визуальной видимости и
10-20 с. в пределах) вплоть до попадания в нее ракеты. Полуактивная дислокационная
система весьма уязвима для современных средств радиоэлектронного подавления.
Она в принципе исключает реализацию одного из главных требований к современному
управляемому оружию - "выстрелил и забыл", т. е. автономное наведение
после пуска.
Модификация
Диаметр, мм
Длина, м
Размах, мм
Вес ракеты, кг
Вес БЧ, кг
Макс. скорость, м/с
Дальность, км |
AIM-7M
203
3,66
1020
200
39
-
100
|