AIM-9A, AIM-9B, AIM-9B
FGW.Mod.2, AIM-9C, AGM-122A,
AIM-9D, AIM-9E, AIM-9G,
AIM-9H, AIM-9J, AIM-9L,
AIM-9M, AIM-9P, AIM-9R,
AIM-9X
Проектирование ракет Sidewinder было начато в 1948 г. Летные испытания
первых образцов прошли в 1952-54 гг. В 1956 г. был принят на вооружение
первый образец ракеты AIM-9A Sidewinder.
Ракеты Sidewinder выполнены по аэродинамической схеме Lутка. Они имеют
цилиндрический корпус диаметром 127 мм и крестообразное трапециевидное
в плане крыло. На задних кромках консолей крыла устанавливаются роллероны,
обеспечивающие ограничение угловой скорости поворота ракеты относительно
продольной оси. Все модификации ракет имеют одинаковое количество комплектующих
блоков, которыми являются: система наведения и управления (включая головку
самонаведения, пневматический привод рулей, источник электрической энергии
и контактный взрыватель), неконтактный взрыватель, боевая часть, двигатель.
Все ракеты, за исключением AIM-9C и AIM-9R, укомплектованы инфракрасными
головками самонаведения и могут использоваться только в простых метеоусловиях.
Ракета AIM-9C оснащена радиолокационной головкой самонаведения, поэтому
может поражать цели как в простых, так и в сложных метеоусловиях.
В качестве источника электроэнергии на ракетах, (кроме AIM-9D, на которой
установлена электрическая батарея), используется газогенератор, приводимый
в действие горячим газом, полученным при сгорании шашки двигателя.
Боевые части осколочно-фугасные или стержневые. Их подрыв осуществляется
неконтактными взрывателями при пролете ракет на расстоянии в пределах
5-6 м от цели. При прямом попадании боевые части подрываются от контактных
взрывателей. Двигатели твердотопливные с одним или двумя режимами работы
(стартовым и маршевым).
Ряд модификаций ракет Sidewinder (AIM-90, J, L) производился по лицензии
в Швеции. Так, ракеты AIM-9J имели индекс RB.24. Ракетами Sidewinder были
вооружены все шведские самолеты того времени ў Saab-35, Drakken, Lansen
и Viggen
Ракеты Sidewinder широко применялись практически во всех локальных конфликтах
1960-90-х гг. Так, в ходе войны за Фолклендские острова, по английским
данным, самолетами Harrier было выпущено 27 ракет Sidewinder, ими сбиты
16 аргентинских самолетов и вертолетов. Эти данные, видимо, завышены.
Так, известен случай, когда истребитель Harrier выпустил по аргентинскому
транспортному самолету С-130 две ракеты Sidewinder, одна из которых прошла
мимо, а вторая лишь повредила крыло. После этого английский летчик подлетел
к С-130 и из пушки всадил в упор в фюзеляж 240 снарядов.
МОДИФИКАЦИИ
AIM-9A, прототип Sidewinder, первый успешный запуск в сентябре
1953 году. На вооружение ВВС США и ВМФ принята в 1956 году под обозначением
AIM-9B. Корпус ракеты по всей длине цилиндрический. Инфракрасная
головка самонаведения имеет угол поля зрения 4 и максимальную скорость
слежения координатра цели 11 град/с. В головке чувствительным элементом,
воспринимающим инфракрасное излучение от цели, является неохлаждаемое
фотосопротивление выполненное из сернистого свинца. Максимальный угол
отклонения координатора от цели 25. Боевая часть осколочно-фугасная,
используется инфракрасный неконтактный взрыватель. На ракете установлен
1-режимный твердотопливный двигатель.
Опыт эксплуатации и боевого применения ракеты показал, что она имеет
ряд существенных недостатков. Например, по сообщениям иностранной печати,
головка самонаведения имеет плохую помехозащищенность и вследствие этого
часто не может выделить цели, находящиеся на фоне облаков и поверхности
земли. Наведение ракеты невозможно, если пуск производится под углом менее
20 от направления на Солнце. Кроме того, она имеет большие ограничения
по перегрузке и поэтому обладает недостаточной маневренностью, что позволяет
летчику атакуемого самолета (при своевременном обнаружении пуска по нему
ракеты) интенсивным маневрированием вывести свой самолет из зоны поражения.
Применение ракет в Северном Вьетнаме показало их низкую эффективность.
Вероятность поражения цели одной ракетой
составляла всего 10%. AIM-9B создавалась
для перехвата тяжелых и неповоротливых бомбардировщиков, а не юрких МиГ-17.
Ограничение по перегрузке, частые ложных захваты ГСН солнца и облаков
- зачастую все это приводило к тому, что ракета просто уходила мимо цели.
Тем не менее, за период с 1965 по 1968 год, самолетами ВВС США F-4C/D
было сбито не менее 28 МиГ-17. На уничтожение 28 МиГов потребовалось 175
ракет. Таким образом, эффективность применения составила 16%.
Носителями ракет AIM-9B были истребители F-9F, F3H-2W, F11F-1, F8U-2W,
F-100, F-101, F-104, F-105, F-4.
Длина,
мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Стартовый вес, кг
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость
Макс. перегрузка носителя при запуске, G
Конструктивные особенности ГСН
Фотосопротивление
Охлаждение
Частота обзора, Гц
Модуляция
Угловая скорость сопровождения цели, /с
Электроника
БЧ
Вес БЧ, кг
Взрыватель
Двигатель
Производитель
Тип
Суммарный импульс, кг/с
Время работы, с
Пусковая установка
|
2830
127
530
75
11
2
2
сернистый свинец
не охлаждается
70
амплитудная
11,0
ламповая
ОФ
11
пассивный ИК
Thiokol
Mk.17
3700
более 2
Aero-III |
AIM-9B FGW.Mod.2 В 1960-х гг. ракеты AIM-9B производила по лицензии
западногерманская фирма Bodenseewerk Gereteknik, где была разработана
усовершенствованная головка самонаведения. Основное усовершенствование
заключалось во введении системы охлаждения фотосопротивления с применением
окиси углерода, баллон объемом 85 см3 размещался в блоке системы
наведения и управления. По сведениям иностранной печати, установка этого
баллона стала возможной вследствие того, что объем, занимаемый электронной
аппаратурой, уменьшился за счет использования полупроводников вместо электровакуумных
ламп. Запаса окиси углерода хватает на 2,5 ч работы системы охлаждения
при температуре наружного воздуха +20С. Это позволило увеличить чувствительность
головки самонаведения, уменьшить мертвую зону в направлении на солнце
до 5.
Также улучшилась помехозащищенность головки самонаведения, и она с большей
вероятностью стала выделять цели на фоне облаков, освещенных солнцем,
а также в сложных метеоусловиях. Эта головка самонаведения получила обозначение
FGW.Mod.2, ракета с такой головкой - AIM-9B FGW. Mod.2.
AGM-9C - единственная ракета в семействе Sidewinder'ов
с полуактивной радиолокационной системой наведения. Эта модификация была
разработана для оснащения палубного истребителя F-8 Crusader всепогодным
оружием. Может поражать цели как в простых, так и в сложных метеоусловиях.
Система наведения оснащена конически сканирующим полуактивным датчиком.
Используются легкосъемные рули, что упрощает транспортировку и подвеску
ракет на самолет. Привод рулей сделан более мощным, это улучшило маневренность
ракет. Несколько сотен ракет было использовано в программе легкой противорадиолокационной
ракеты морской пехоты США.
Длина,
мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Стартовый вес, кг
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость, М
Система наведения |
2830
127
630
84
18
2
пассивная радиолокационная |
AGM-122A SideARM (Sidewinder AntiRadiation Missile)
- легкая противорадиолокационная ракета сконструированная на базе кординально
измененной ракеты AIM-9C, оснащенная пассивной радиолокационной системой
наведения. Установлен новый активный радиолокационный взрыватель DSU-15,
двигатель Mk.17 и боевая часть WDU-17 сохранились от AIM-9C. В электронике
системы управления внесены изменения, которые при запуске на малой высоте,
дают команду на выполнение "горки", непосредственно после запуска
ракеты.
AGM-122A была разработана Центром вооружения флота ВМФ США в Чайна Лэйк
совместно с компанией Motorola для морской пехоты. Нельзя сравнивать SideARM
с "серьезными" противорадиолокационными ракетами типа AGM-88
HARM или ALARM. Система наведения ракеты может быть легко обманута с помощью
противоракетных мер, но ракета будет полезной для подавления тактических
систем ПВО таких как ЗСУ-23, Оса, Roland и др. Случаев боевого применения
не известно. Носителями ракеты могут быть штурмовики AV-8, A-4 и вертолеты.
AIM-9D Создана на базе AIM-9B, но за место осколочно-фугасной
БЧ установлена стержневая. Используются легкосъемные рули, что упрощает
транспортировку и подвеску ракет на самолет. Привод рулей сделан более
мощным, это улучшило маневренность ракет.
Длина,
мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Стартовый вес, кг
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость, М
Макс. перегрузка носителя при запуске, G
Конструктивные особенности ГСН
Фотосопротивление
Охлаждение
Частота обзора, Гц
Модуляция
Угловая скорость сопровождения цели, /с
Электроника
БЧ
Вес БЧ, кг
Взрыватель
Характеристики СУ
Производитель
Тип
Пусковая установка |
2830
127
610
84
18
2
3
Сернистый свинец
Жидкий азот
125
амплитудная
12
Ламповая
Стержневая
11
пассивный ИК/радио
Hercules
Mk.36
LAU-7A |
Ракета AIM-9E была принята на вооружение ВВС США в конце 1960-х
гг. Она разработана на базе ракеты AIM-9B. Ракета AIM-9E имеет несколько
больший вес и длину 300 см. Боевая часть и двигатель остались без изменений.
Модернизация коснулась систем наведения, управления и подрыва. В головку
самонаведения введено термоэлектрическое охлаждение фотосопротивления,
что улучшило ее чувствительность. До 16,5 град./с увеличена скорость слежения
координатора цели и его максимальный угол отклонения. Поле зрения головки
самонаведения сделано меньше, что, по расчетам иностранных специалистов,
должно повысить ее помехозащищенность. На ракете использованы легкосъемные
рули.
В результате модернизации повысилась маневренность ракеты, поэтому она
может использоваться для ведения ближнего воздушного боя.
Длина,
мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Стартовый вес, кг
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость, М
Макс. перегрузка носителя при запуске, G
Конструктивные особенности ГСН
Фотосопротивление
Охлаждение
Частота обзора, Гц
Модуляция
Угловая скорость сопровождения цели, /с
Электроника
БЧ
Вес БЧ, кг
Взрыватель
Характеристики СУ
Производитель
Тип
Пусковая установка |
300
127
610
84
18
2
2
Сернистый свинец
Аммиак
100
Амплитудная
16,5
Комбинированная
ОФ
11
пассивный ИК
Triokol
Mk.13
Aero-III |
AIM-9G разработана на базе AIM-9D. Ее вес составляет 87 кг. В
головку самонаведения введено специальное устройство, обеспечивающее более
быстрый захват цели. Все остальные комплектующие блоки ракеты остались
такими же, как у ракеты AIM-9D.
Длина,
мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Стартовый вес, кг
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость, М
Макс. перегрузка носителя при запуске, G
Конструктивные особенности ГСН
Фотосопротивление
Охлаждение
Частота обзора, Гц
Модуляция
Угловая скорость сопровождения цели, /с
Электроника
БЧ
Вес БЧ, кг
Взрыватель
Характеристики СУ
Производитель
Тип
Пусковая установка |
2830
127
610
87
18
2
7
Сернистый свинец
Жидкий азот
125
Амплитудная
12
Ламповая
Стержневая
11
пассивный ИК/радио
Hercules
Mk.36
LAU-7A |
Ракета AIM-9H является усовершенствованным вариантом ракеты AIM-9G.
В ее бортовой аппаратуре электровакуумные лампы заменены микросхемами.
Это позволило увеличить надежность ракеты и снизить ее вес до 84 кг, а
также отказаться от газогенератора и использовать термическую батарею.
Кроме того, был усовершенствован координатор цели (увеличена скорость
слежения за целью) и повышена мощность привода рулей, в результате чего
возросла маневренность ракеты. Ракета оснащена новым двигателем МК.36
мод.9. Двигатель имеет центральный канал 3-лучевого сечения и сопло со
значительной степенью расширения. Корпус двигателя алюминиевый. Сопло
литое из стеклофенола. Вес двигателя 45,4 кг. Суммарный импульс 3630 кг/с.
Время работы 2,2 с.
Дальность стрельбы ракет AIM-9G и AIM-9H осталась такой же, как у базовой
ракеты. Основными носителями ракет являются истребители F-4, F-8 и F-14.
Длина,
мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Стартовый вес, кг
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость, М
Макс. перегрузка носителя при запуске, G
Конструктивные особенности ГСН
Фотосопротивление
Охлаждение
Частота обзора, Гц
Модуляция
Угловая скорость сопровождения цели, /с
Электроника
БЧ
Взрыватель
Характеристики СУ
Производитель
Тип
Пусковая установка |
2870
127
610
84
18
2,5
7
Сернистый свинец
Жидкий азот
125
Амплитудная
>12
Ламповая
Стержневая
пассивный ИК/радио
Hercules
Mk.36 Mod.9
LAU-7A |
Ракета AIM-9J была принята на вооружение ВВС США в 1977 г. Она является
улучшенным вариантом ракеты AIM-9E. В ее электронной схеме электровакуумные
лампы частично заменены микросхемами. Увеличена мощность привода рулей
и время работы газогенератора (до 40 с за счет применения шашки большего
размера). Используются легкосъемные рули, имеющие сложную конфигурацию
в плане.
Боевая часть осколочно-фугасная. Неконтактный взрыватель аналогичен взрывателю
ракеты AIM-9E.
Длина,
мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Стартовый вес, кг
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость, М
Макс. перегрузка носителя при запуске, G
Конструктивные особенности ГСН
Фотосопротивление
Частота обзора, Гц
Модуляция
Угловая скорость сопровождения цели, /с
Электроника
БЧ
Взрыватель
Характеристики СУ
Производитель
Тип
Пусковая установка |
2830
127
560
78
18
2,5
7
Сернистый свинец
100
Амплитудная
16,5
Комбинированная
ОФ
пассивный ИК
Hercules/Aerojet
Mk.17
Aero-III |
AIM-9L - Вьетнамская война показала низкую эффективность, всех
модификаций ракет Sidewinder. Применение этих ракет налагало значительные
ограничения на маневренность самолета-носителя. Попасть но цели, маневрируя
с большой перегрузкой, оказалось достаточно сложно. В связи с этим в 1971
г. начались работы по созданию принципиально новой ракеты AIM-9L.
В головке самонаведения ракеты AIM-9L фотосопротивление из сернистого
свинца (PbS) заменено фотосопротиилением из сурмянистого индия (InSb).
Это существенно повысило ее чувствительность и возможность захватывать
цели не только со стороны их задней, но и передней полусферы. Еще одним
улучшением головки самонаведения является увеличение максимального угла
отклонения и скорости слежения координатора цели.
В головке самонаведения ракеты AIM-9L установлена криогенная система
охлаждения фотосопротивления. Аргон, использующийся в этой системе, находится
в баллоне, размещенном в корпусе ракеты, что дает возможность подвешивать
ее на самолеты без доработки их пусковых установок (у более ранних модификаций
ракет Sidewinder баллоны находились в пусковых установках на самолетах-носителях).
В электронной схеме ракеты AIM-9L применены микросхемы, а в качестве
источника электроэнергии используется термическая батарея.
Ракета AIM-9L стала первой в мире ракетой Lвоздух ў воздух, оснащенной
неконтактным лазерным взрывателем. Основными его элементами являются передающая
и приемная части. В качестве излучателя лазерной энергии используется
диод, выполненный на арсениде галлия, а прием отраженных от цели сигналов
осуществляется с помощью кремниевого фотодиода.
Боевая часть ракеты AIM-9L также разработана заново. Она имеет расположенные
в 2 слоя стальные стержни с насечкой для образования осколков заданного
веса. Подрыв осуществляется подачей инициирующих импульсов от взрывателя
одновременно на оба конца заряда взрывчатого вещества, что дает возможность
сформировать поток осколков соответствующим образом.
Ракета AIM-9L Sidewinder была принята на вооружение в 1976 г. Она состояла
на вооружении самолетов F-4, F-5, F-14, F-15, F-16, Tornado, Sea Harrier
и Hawk.
Длина,
мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Стартовый вес, кг
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость, М
Макс. перегрузка носителя при запуске, G
Конструктивные особенности ГСН
Фотосопротивление
Частота обзора, Гц
Модуляция
Угловая скорость сопровождения цели, /с
Электроника
БЧ
Взрыватель
Характеристики СУ
Производитель
Тип
Пусковая установка |
2870
127
630
86
18
2,5
7
Сернистый свинец
125
Частотная
американский секрет ;)
Полупроводниковая
ОФ
пассивный ИК/лазерный
Hercules/Bermite
Mk.36 Mod.7,8
Aero-III |
AIM-9M. Весной 1979 г. начались летные испытания новой ракеты
AIM-9M, представляющей модернизацию ракеты AIM-9L. На AIM-9M установлен
новый двигатель с топливом пониженной дымности.
Главным же отличием является инфракрасная головка самонаведения с замкнутой
системой охлаждения, не требующей перезарядки хладагентом. ГСН ракеты
более защищена от ИК-помех, лучше выделяет цели на фоне земли. На вооружение
принята в 1983 году.
Размеры
Длина, мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Стартовый вес, кг
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость, М
Макс. перегрузка носителя при запуске G
Конструктивные особенности ГСН
Фотосопротивление
Охлаждение
Частота обзора, Гц
Модуляция
Угловая скорость сопровождения цели, /с
Электроника
БЧ
Вес БЧ, кг
Взрыватель
Двигатель
Производитель
Тип
Суммарный импульс, кг/с
Время работы, с
Пусковая установка
|
2830
127
530
75
18
2,5
7
Сурьмянистый индий
Жидкий аргон
125
Частотная
американский секрет ;)
Полупроводниковая
ОФ
11
пассивный ИК/лазерный
MTI/Hercules
Mk.36 Mod.9
3700
более 2
Единая |
AIM-9P - это улучшенная версия ракеты AIM-9J, имеет улучшенные
маневренные характеристики и большую дальность. Электронная часть полностью
выполнена на базе полупроводников. На вооружение принята в 1978 году.
Ракета AIM-9P-1 оснащена активным оптическим взрывателем вместо
пассивного инфракрасного.
AIM-9P-2 установлен менее дымящий
двигатель.
AIM-9P-3 оснащена как активным оптическим взрывателем, так и малодымящим
двигателем. Так же установлена улучшенная БЧ, имеющая большую мощность
и новые поражающие элементы. В улучшенной БЧ используется новое взрывчатое
вещество, менее чувствительное к высоким температурам, и имеющее больший
срок хранения. Приводы рулей заменены на более мощные.
AIM-9P-4 - улучшенный вариант ракеты AIM-9P-3, оснащена всеракурсной
ГСН, аналогичной ГСН ракеты AIM-9L. По
сравнению с AIM-9L ТТД этой ракеты
ниже, но эффективность аналогична.
AIM-9P-5 - планируемая дальнейшая модификация ракеты. В ней будут
внедрены наработки по снижению влияния на ГСН тепловых ловушек и помех.
Длина,
мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Стартовый вес, кг
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость, М
Макс. перегрузка носителя при запуске G
Конструктивные особенности ГСН
Фотосопротивление
Охлаждение
Частота обзора, Гц
Модуляция
Угловая скорость сопровождения цели, /с
Электроника
БЧ
Вес БЧ, кг
Взрыватель
Двигатель
Производитель
Тип
Суммарный импульс, кг/с |
2830
127
530
86
11
2,5
7
Сурьмянистый индий
не охлаждается
100
частотная
>16,5
Полупроводниковая
ОФ
11
пассивный ИК/лазерный
Hercules/Aerojet
SR.116
Единая |
AIM-9R - данная модификация ракеты AIM-9M,
оснащена оптической
системой наведения. Разработка осуществлялась Центром вооружений ВМФ США.
На ракете помимо новой системы наведения установлен новый блок системы
управления, все остальные элементы ракеты остались без изменений.
Новая ГСН наведения WGU-19 использует
стабилизированную в трех плоскостях
платформу с оптическим датчиком видимого диапазона. Датчик состоит из
массива 256x256 чувствительных элементов из сурьмянистого индия или имеющего
большую разрешающую способность силиката кремния. Датчик находится в контейнере,
охлаждаемом аммиаком, для обеспечения устойчивой работы в диапазоне 4
микрона. Видеосигнал выдаваемый датчиком оцифровывается и обрабатывается
цифровым графическим процессором, который отслеживает цель и выдает необходимые
команды автопилоту.
Данная система устойчива к тепловым и пассивным РЛ помехам.
Длина,
мм
Диаметр корпуса, мм
Размах, мм
Дальность стрельбы, км
Макс. скорость, М
Макс. перегрузка носителя при запуске G
Конструктивные особенности ГСН
Тип
Охлаждение
Угловая скорость сопровождения цели, /с
Электроника
БЧ
Вес БЧ, кг
Взрыватель
Двигатель
Производитель
Тип
Пусковая установка |
2830
127
530
18
2,5
7
ТВ
Аммиак
11,0
Полупроводниковая
ОФ
11
пассивный ИК/лазерный
MTI/Hercules
Mk.36 Mod.9
Единая |
Программа AIM-9X. В настоящее время ведутся работы по
конструированию ракеты ближнего воздушного боя с ИКГСН следующего поколения.
Данная ракета должна стать основной ракетой этого класса в США, и основным
конкурентом аналогичных ракет Р-73, K-74, AIM-132 на мировом рынке.
Ракета AIM-9X должна обеспечивать возможность высокоманевренного воздушного
боя, атаку воздушных целей с любого ракурса. Система наведения должна
быть устойчива к существующим средствам активной и пассивной защиты.
Двигатель ракеты оснащен системой отклонения вектора тяги. Приблизительная стоимость
одной ракеты - 84000$. Принятие на вооружение планируется в 2002 году.
Система наведения ракеты улавливает и наводится на ИК-излучение цели.
Когда источник ИК-излучения входит в поле зрения ГСН ракеты, электроника
генерирует аудиосигнал, подаваемый в наушники летчика. Это обозначает
то, что ГСН ракеты обнаружила потенциальную цель. Существует три метода
наведения ракеты. Превый метод заключается в прямом наведении ракеты на
цель путем маневрирования самолета-носителя. Второй метод называется Расширенным
метод обнаружения (SEAM - SIdewinder Expanded Acquisition Mode). SEAM
привязывается к бортовой РЛС самолета, и выдает ГСН необходимые команды.
ГСН получает информацию от БРЛС до появления аудиосигнала. После появления
аудиосигнала СН ракеты начинает самостоятельное сопровождение цели. Третий
способ - использование нашлемной системы целеуказания. Нашлемная система
предпочтительна для использования в ближнем бою, при визуальной видимости
цели.
Электроника ракеты выполнена по стандарту MIL-STD-1553. Пусковая установка
LAU-7 и LAU-127. Носителями с полной совместимостью БРЭО носителя и ракеты
смогут быть самолеты F/A-18C/D/E/F, F-15C/D/E, F-16C/D, F-22. С ограниченной
совместимостью ракету можно использовать на самолетах и вертолетах с БРЭО
совместимым со стандартом MIL-STD-1760 - F-14B, F-14D, AV-8B, AH-1W. Так
же ракету можно использовать на самолета оснащенных только аналоговой
электроникой. При при использовании аналогового интерфейса применение
ракеты идентично применению ракеты AIM-9M.