В начале 70 годов, после начала
развертывания на орбите разведывательных спутников в СССР и США начали
проектировать различные противоспутниковые системы. В 1977 году ответ на развертывание в СССР программы ""спутников-убийц"
США, в рамках Стратегической оборонной инициативы (Strategic
Defense Initiative (SDI), объявили о начале работ
по программе ASAT (Anti-Satellite Missile). Авиационный ракетный комплекс перехвата
(АРКП) предназначенный
для поражения искусственных спутников Земли противника на низких орбитах разрабатывался
на конкурсной основе американскими фирмами
Vought, Boeing
и McDonnell Douglas .
В 1979 году фирма Vought победила
в конкурсе и получила контракт на производство противоспутникового
комплекса получившего обозначение ASM-135A ASAT.
В состав АРПК входит самолет-носитель (первым
стал модернизированный
истребитель F-15A s/n 76-0086) и 2-ступенчатая ракета ASAT
известная так же как ALMV (Air-Launched Miniature
Vehicle). Ракета подвешивается
под фюзеляжем. (Для превращения серийного
истребителя F-15А в носитель ASAT потребовалась
установка специального подфюзеляжного пилона.)
Ракета ASAT является
двухступенчатой ракетой. В качестве первой ступени применен
усовершенствованный ракетный твердотопливный двигатель
SR75-LP-1 тягой 4500 кгс (устанавливается на
тактической аэробаллистической
ракете AGM-69 SRAM), в качестве
второй - ступень Vought Altair III
с твердотопливным двигателем
Thiokol FW-4 с тягой 2720 кгс (подобная
ступень использовалась в четвертой ступени ракеты-носителя
Vought Scout B).
Полезной нагрузкой является малогабаритный перехватчик MHIV (Miniature
Homing Intercept Vehicle), имеющий вес 15,4 кг, длину 460 мм и диаметр
около 300 мм.
Перехватчик состоит из нескольких десятков небольших двигателей,
инфракрасной системы самонаведения, лазерного гироскопа и бортового
компьютера. На его борту нет взрывчатого вещества, поскольку поражение
цели (искусственного спутника Земли противника) намечается осуществлять за
счет кинетической энергии при прямом попадании в нее.
Наведение ракеты ASAT в расчетную точку пространства после ее
отделения от самолета-носителя производится инерциальной системой. Она
размещается на второй ступени ракеты, где для обеспечения управления по
трем плоскостям установлены небольшие двигатели, работающие на гидразине.
К концу работы второй ступени малогабаритный перехватчик раскручивается до
20 об/с с помощью специальной платформы. Это необходимо для нормальной
работы инфракрасной системы самонаведения и обеспечения стабилизации
перехватчика в полете. К моменту отделения перехватчика его инфракрасные
датчики, ведущие обзор пространства с помощью восьми оптических систем,
должны захватить цель.
Твердотопливные двигатели перехватчика расположены в 2 ряда по
окружности его корпуса, причем сопла размещаются посредине. Это позволяет MHIV перемещаться вверх, вниз, вправо и влево. Моменты включения в работу
двигателей для наведения перехватчика на цель должны быть рассчитаны,
чтобы сопла ориентировались в пространстве нужным образом. Для определения
ориентации самого перехватчика служит лазерный гироскоп, являющийся, по
существу, высокоточными часами, которые отсчитывают обороты. Принятые
инфракрасными датчиками сигналы от цели, а также информация с лазерного
гироскопа поступают в бортовой компьютер. Он устанавливает с точностью до
микросекунд, какой двигатель должен включиться для обеспечения движения
перехватчика по направлению к цели. Кроме того, бортовой компьютер
рассчитывает последовательность включения двигателей, чтобы не нарушалось
динамическое равновесие и не началась нутация перехватчика.
Максимальная высота перехвата спутника составляет
560 км (350 миль),
при этом фирма Vought утверждала о
возможности поражения целей на высоте до
1000 км (620 миль).
В 1984 г. были произведены 2 пуска системы ASAT. Задачей первого была
проверка надежности функционирования первой и второй ступеней УР, а также
бортового оборудования самолета-носителя. Ракета после запуска на высоте
18 300 м была выведена в заданную точку космического пространства. Вместо
малогабаритного перехватчика на борту УР устанавливались его весовой
макет, а также телеметрическая аппаратура, обеспечивавшая передачу на
Землю параметров траектории полета. Для слежения за противоспутниковой
ракетой использовались радиотехнические средства Западного ракетного
полигона и оптический пост слежения на Гавайских о-вах. Во время второго
испытания, проходившего осенью 1984 года, ракета, оснащенная
малогабаритным перехватчиком с инфракрасной системой наведения, должна
была произвести захват определенной звезды. Это позволило определить ее
способность по точному выводу перехватчика в заданную точку пространства.
Первое приближенное к
боевому испытание было проведено в Калифорнии 13 сентября 1985 г.
Истребитель F-15А (s/n
77-0084)
состава 6512-ой Испытательной
эскадрильи поднялся с авиабазы Ванденберг.
После набора высоты в 24384 метров (80000 футов ) была запущена ракета ASM-135A.
Ей был уничтожен американский
спутник Solwind P78-1 на высоте 555 км
(345 миль). Всего было выполнено пять пусков
ASAT, последний из которых состоялся 30 сентября
1986 года.
США запланировали развернуть систему противостпутниковой обороны в
составе двадцати самолетов-носителей F-15 и 112
ракет. Самоелты планировалось поступить в
48th TFS на
авиабазе Лэнгли (штат Виржиния) и в 318th
TFS на авиабазе МакЧорд (Вашингтон). Боевое
дежурство комплексов намечалось начать в 1987 году. Организационно они
войдут в космическое командование ВВС США, управление перехватом будет
осуществляться из центра противокосмической обороны КП НОРАД. В те периоды,
когда не будет объявлена боевая готовность АРКП и не будут производиться
учения по перехвату ИСЗ с помощью ракет ASAT, модернизированные
истребители F-15 предполагается использовать как обычные
истребители-перехватчики командования НОРАД (на переоборудование F-15
потребуется около 6 ч).
Противоспутниковые комплексы, размещенное на континентальной части
Соединенных Штатов, могли обеспечить перехват только 25% ИСЗ, находящихся
на низких орбитах. Поэтому для создания глобальной противоспутниковой
системы США добивались права на использование баз на иностранных
территориях, и в первую очередь на Фолклендских (Мальвинских) о-вах и в
Новой Зеландии. Кроме того, велась практическая отработка вопросов
дозаправки в воздухе самолетов-носителей F-15, а также переоборудование
палубных истребителей F-14 под носители ракет ASAT.
В начале 1988 гг. работы по системе ASAT
были прекращены по решению
Конгресса США, по-видимому, в результате неофициального соглашения
с Россией. К этому времени были готовы три(по другим
данным - четыре модифицированных самолета F-15 ASAT).
В 1992 году были планы реанимации программы ASAT в
рамках противоракетной обороны. Комплекс планировалось использовать
для уничтожения головных частей баллистических ракет. Однако дальше планов
дело не пошло.