В июле 1995 года немецкая компания Bodenseewerk Geratetechnik
GmbH (BGT) объявила о начале разработки новой ракеты
IRIS-T (Infra-Red
Improved Sidewinder-TVC) для оснащения ею истребителей EF 2000 и Tornado.
Программа IRIS-T является последней программой усовершенствования УР Sidewinder
фирмы BGT.
Немецкая программа IRIS-T была начата после объединения
Германии. Проанализировав результаты воздушных боев американских самолетов
F-16, оснащенных УР Sidewinder, с истребителями МиГ-29 ВВС ФРГ, вооруженными
ракетами Р-73, сопрягаемыми с нашлемной системой целеуказания. Как правило,
они завершались условной победой МиГ-29, несмотря на то что, как отмечают
специалисты, их пилотам приходилось тратить больше времени на подготовку
ракет к пуску и следить за величиной перегрузки самолетов (на F-16 эти
операции осуществляются автоматически). Изначально, фирма BGT предложила
установить на ракеты AIM-9L продвинутую тепловизионную ГСН TELL собственного
производства. Но это предложение было отвергнуто Люфтваффе. Был созван
технический брифинг на тему настоящего и будущего УР малой дальности,
и решено в новой УР IRIS-T использовать полностью испытанную ГСН TELL.
Данная ракета должна стать альтернативой американской УР AIM-9X и английской
ASRAAM.
В октябре 1995 года начались работы по программе при
международной поддержке. В июле 1996 года Германия совместно с Канадой,
Грецией, Италией, Норвегией и Швецие подписали "Меморандум о понимании",
охватывающий разработку и производство IRIS-T. Немецкое правительство
финансирует 47% стоимости программы, Италия - 20%, Швеция - 18%, Греция
- 8%, Канада - 4% и Норвегия - 3%. Международная промышленная команда
состоит из фирм - BGT (Германия), AlliedSignal (Канада), Hellenic Aerospace,
Intracom и Pyrkal (Греция), Alenia, FiatAvio и Litton (Италия), Rauffos
(Норвегия) и Saab Dynamics (Швеция). К программе проявляют интерес Дания,
Нидерланды, Португалия, Испания и Турция.
Ракета выполнена по модульной схеме и состоит из пяти
основных отсеков: системы наведения, электронного оборудования и охлаждения,
взрывателя, боевой части и двигателя с органами управления.
Охлаждаемая тепловизионная ГСН TELL находиться под прозрачным
обтекателем. Емкость с хладагентом находиться в пусковой установке носителя.
На IRIS-T вместо рулей в носовой части (Sidewinder)
разместили неподвижные вихрегенераторы. В середине корпуса находятся четыре
крыла малого размаха, а в хвостовой части маленькие рули высоты, которые
механически связаны с системой управления вектором тяги. Каждый руль имеет
собственный электропривод. Сразу после запуска тяга двигателя невелика,
и это позволяет ракете выполнять крутые развороты на малой скорости, а
за тем разгоняться на финальной фазе атаки.
Принятие УР IRIS-T на вооружение планируется в 2002 году.
В планах Германии закупка 2560 ракет, но начальные серии ограничены 100
и 800 единицами.
По некоторым данным, в 1997 году проводились работы,
в ходе которых IRIS-T была модифицирована для перехвата
баллистических ракет на во время разгона (аналогично еврейской программе IBIS).
Основными носителями IRIS-T должны стать самолеты Tornado,
EF-2000 Typoon, JAS.39 Grippen, F-16, CF-18 Hornet и AMX.