К концу шестидесятых годов устарела спроектированная
за пятнадцать лет до того ракета AIM-9B Sidewinder. На смену ей американцы
разработали и в 1967 г. приняли на вооружение усовершенствованный вариант
AIM-9D. В новой модификации был устранен явный недостаток исходного образца
- огромный тупой лоб прозрачного обтекателя тепловой ГСН, что позволило
существенно увеличить досягаемость ракеты.
Война во Вьетнаме создала предпосылки для ознакомления советских специалистов
с новой американской техникой. Разработка аналогичной отечественной ракеты
была развернута 28 ноября 1967 г. При этом ставилась также задача обеспечить
возможность пусков в переднюю полусферу, для чего силами конструкторов
киевского "Арсенала" во главе с И.Н. Полосиным началась разработка
новой высокочувствительной ГСН "Иней 70" с охлаждением фреоном,
поступающим от систем, размещенных на вновь разработанном пусковом устройстве
АПУ-13МТ.
Угол прокачки ГСН увеличили с 28° до 40°, при этом наведение
головки осуществлялось не корпусом ракеты, а по сигналам целеуказания,
поступающим от самолетной аппаратуры. В этом случае не требовалось прицеливания
оси самолета с точностью, близкой к необходимой для применения пушечного
вооружения. Для повышения маневренных возможностей несколько увеличили
площадь рулей. Ракету оснастили новым радиолокационным неконтактным взрывателем
(НВ) "Синица". Предохранительно-исполнительный механизм "Галка"
располагался перед новой стержневой боевой частью. Усовершенствованный
энергоблок обеспечивал почти втрое большую продолжительность полетного
функционирования ракеты, что в сочетании с более мощным двигателем ПРД-240
позволило существенно расширить зоны пуска ракеты.
Новый вариант - "изделие 380" - был принят
на вооружение 3 января 1974 г. и получил обозначение Р-13М - традиция
индексов типа Р-3 была прервана. Максимальная дальность пусков в заднюю
полусферу была увеличена до 15 км, диапазон ракурсов довели до 3/4. Кроме
того, обеспечивалась возможность пусков в переднюю полусферу при ракурсах
до 4/4 по цели с двигателем, работающим на форсаже, а также с носителя,
маневрирующего с перегрузкой до 3,7 единиц.