До начала Вьетнамской войны общая порочность чисто ракетного
вооружения не была в полной мере прочувствована заказчиком, но наличие
на самолетах фронтовой авиации только ракет с ТГС представлялось уже недостаточным.
В соответствии с Постановлением 1962г. наряду с принятием на вооружение
МиГ-21ПФ для очередной модернизации этого самолета поручалось создать
вариант ракеты типа К-13 с полуактивной радиолокационной системой наведения
- К-13Р. В соответствии с Решением ВПК 172 от 24 октября 1962
г. новую ракету следовало представить на совместные испытания к концу
следующего года.
Разработка головки самонаведения ПАРГ-13ВВ была поручена НИИ-648, а обеспечивающей
подсветку цели самолетной РЛС "Сапфир-21" - НИИ-339. Взамен
неконтактного оптического взрывателя НОВ-13К разрабатывался радиовзрыватель
"Ястреб". Как обычно, наряду с боевым вариантом - "изделием
320" для отработки были изготовлены нештатные изделия - аэродинамические
("321"), пусковые ("322"), программные телеметрические
("323"), телеметрические ("324"). Отработка радиовзрывателя
проводилась на ракетах К-13РВ - "изделиях 320Р".
Для обеспечения автономных испытаний К-13Р привлекался один из прототипов
МиГ-21 - Е-7/3. Кроме того, для этих работ был переоборудован и МиГ-17ПФ.
Первые баллистические пуски состоялись в 1963 г.
Еще в 1961 г. было изготовлено 5 комплектов ГСН, началась их предварительная
увязка с самолетной РЛС. В дальнейшем РЛС "Сапфир" был дооборудован
МиГ-21ПФ 76210725, на котором с сентября 1962 г. по май 1963 г. проводились
заводские испытания. На горьковском заводе были выпущены два самолета
новой модификации, в дальнейшем получившей обозначение МиГ-21С - 95210101
и 95210102.
МиГ-21ПФ 76210725 13 мая 1963 г. был представлен на совместные государственные
испытания, а к концу года к нему присоединили МиГ-21С 95210101, с которого
уже успели выполнить 7 одиночных пусков телеметрических ракет. Однако
по результатам неудачных пусков двух телеметрических и одной боевой ракеты
выявилась необходимость внесения ряда доработок. Недостаточно отработана
была и РЛС "Сапфир". По мнению сотрудников микояновской "фирмы",
до установки на МиГ-21 ее следовало бы, как и другие станции, предварительно
довести на летающей лаборатории - двухместном Як-25, более приспособленном
для летной отработки радиолокаторов.
Процесс создания К-13Р дополнительно усложнялся тем, что впервые решалась
задача создания "радийной" ГСН для ракеты, не стабилизируемой
по крену.
Работы затянулись, так что выпускавшиеся в 1964...1968 годах самолеты
в модификации МиГ-21 ПФМ пришлось оснащать устаревающей РС-2УС, несколько
доработав самолетную РЛС, получившую в этой модификации обозначение РП-21М.
Только во второй половине десятилетия РЛС "Сапфир-21" и ракету
с полуактивной радиолокационной головкой ПАРГ-13 удалось довести. Совместные
государственные испытания были завершены в 1966 г., и в сентябре 1967
г. ракета и РЛС были приняты на вооружение под наименованиями Р-ЗР
и РП-22С. При практически тех же показателях досягаемости, что у Р-ЗС,
"радийная" ракета была выполнена в заметно большей длине - 3,12
м и несколько увеличенной массе. Это объяснялось не только отсутствием
задающего уровень американского натурного образца, но и достаточно объективными
факторами. Другие советские ракеты в "радийном" исполнении тоже
имели несколько большие длину и массу в сравнении с модификацией с ТГС.
Ракеты Р-ЗР в сочетании с Р-ЗС стали штатным вооружением выпускавшихся
в 1965-1968 годах МиГ-21С ("тип 95"), на которых устанавливался
локатор РП-22С, а также созданные как их развитие строившиеся в 1969 1974
годах самолеты МиГ-21 СМ ("тип 15") и МиГ-21СМТ ("тип 50").
В соответствии со сложившейся в те годы практикой за рубеж экспортировался
и выпускался в Индии внешне почти неотличимый вариант МиГ-21С - МиГ-21М,
несший более старый локатор РП-21МА (на базе ЦД-ЗОТ) и оснащенный РС-2УС
взамен Р-ЗР.
Ракеты Р-ЗР подвешивались на внешней паре пусковых устройств АПУ-13У,
а изделия с тепловыми ГСН - на внутренних.
Ракеты Р-ЗС и Р-ЗР применялись и на последующих модификациях МиГ-21,
в том числе начиная с 1970 г. на МиГ-21 МФ и на поставляемых за рубеж
самолетах. Кроме того, еще в первой половине пятидесятых годов Р-ЗС стали
внедрять на МиГ-19, причем не только на исходно ракетоносных перехватчиках
МиГ-19ПМ, но и на других вариантах. Применительно к нашим ВВС эти доработки
осуществили в 1963 г. на опытном МиГ-19 (СМ-7/2Т) с АПУ-ЗС. Далее у нас
МиГ-19 с ракетами Р-ЗС особого распространения не получили, но с успехом
реализовались в авиации дружественных стран.
Ракеты Р-ЗС и Р-ЗР стали также и основным вооружением первых серийных
МиГов следующего поколения - МиГ-23С с РЛС "Сапфир-21". Разработка
предназначенного для МиГ-23 комплекса вооружения с ракетами семейства
К-23 и РЛС "Сапфир-23" отстала от работ по самолету-носителю.
Отметим, что судьба "радийного" варианта К-13 оказалась более
счастливой в сравнении с американским аналогом - AIM-9C Sidewinder, созданным
чуть раньше, но выпущенным всего в тысяче экземпляров и не получившим
дальнейшего развития. И это при том, что фирме Motorola удалось создать
радиолокационную ГСН в габаритах, не превышающих исходную тепловую головку.
Возможно, что ограниченное применение этого варианта американской ракеты
определилось привязкой ГСН к бортовой РЛС AN/APQ-94, которая устанавливалась
только на истребителях F-8 Crusader, к концу шестидесятых годов устаревших
и постепенно снимаемых с вооружения.
Напротив, советская Р-ЗР настолько явно отличалась от исходного варианта
с тепловой ГСН, что была быстро идентифицирована на Западе, получив обозначение
АА-2-2 "Advanced Atoll".