Предыстория разработки ракеты К-25 почти повторяет события,
приведшие к созданию ракеты К-13. Вновь в ходе локальной войны на Дальнем
Востоке трофейный образец современной американской техники в относительно
сохранном состоянии достался вооруженным силам дружественной Советскому
Союзу страны. Масштаб многолетней войны во Вьетнаме несоизмерим с быстро
завершившимся конфликтом над Тайваньском проливом. Присутствие советских
специалистов в Юго-Восточной Азии носило не эпизодический, а постоянный
характер. Наши соотечественники достаточно оперативно ознакомились с ракетами,
снятыми вьетнамцами с "Фантома", затонувшего на малой глубине
у Хайфона, и с обломков других сбитых американских самолетов.
Трофейные образцы "Сперроу" позволили со второй половины 1966
г. начать работы по воспроизведению - очередного заокеанского образца под
обозначением К-25. Полномасштабную опытно-конструкторскую работу по К-25
развернули по Постановлению Партии и Правительства от 13 ноября 1967 г.
Несмотря на то, что к этому времени разработка советского "противовеса"
"Сперроу" - ракеты К-23 велась уже почти 4 года, копирование
гарантированно работоспособного американского образца снижало степень
технического риска и открывало перспективу полуторакратного облегчения
ракетного вооружения МиГ-23.
Но по окончании начального этапа работ сходство разработки К-13 и К-25
прерывается. За прошедшее десятилетие уровень развития ракетостроения
в Советском Союзе несоизмеримио возрос. Если в 1958 г. на вооружении советских
ВВС состояла единственная ракета "воздух-воздух" К-5М, то к
концу шестидесятых годов арсенал наших соколов помимо "тепловой"
и "радийной" версий К-13 пополнился ракетами семейства Р-8/Р-98,
Р-4, Р-55; завершались испытания К-40. Развертывание работ по К-25 коллективом
конструкторов во главе с В.Т. Корсаковым не приостановило разработку ее
непосредственного конкурента - К-23, которая велась в той же конструкторской
организации - МКБ "Вымпел" под руководством В.А. Пустовойтова.
Копирование американского образца требовало не только воспроизведения
конкретной конструкции, но и организации выпуска предельно идентичных
материалов и, что намного сложнее, элементной базы бортовой аппаратуры.
Кроме того, эту аппаратуру следовало увязать с бортовой РЛС "Сапфир-23".
Наряду с этими текущими трудностями сказались и более общие соображения,
не способствующие форсированию работ по К-25. Уже в то время у американцев
завершалась разработка более совершенного варианта "Сперроу"
AIM-7F. Воспроизводя предшествующую модификацию, советские специалисты
заведомо обрекали себя на отставание от США. По ряду решений американская
ракета явно уступала К-23. В частности, на ней использовалась более подверженная
помехам ГСН с коническим сканированием, а не моноимпульсная, как на нашей
К-23. Наконец, учитывалось и то обстоятельство, что воспроизведение зарубежного
образца не могло быть отмечено на столь высоком уровне, как создание оригинальной
отечественной ракеты. Более того, при выборе в пользу К-25 пусть неявно,
но вставал вопрос о немалых средствах, уже затраченных на разработку К-23.
Сама ракета "Сперроу" несла в себе ряд в целом неоднозначных
и непривычных для нашего ракетостроения технических решений, не освоенных
на уровне запущенных в серию изделий. Прежде всего это относится к общей
схеме ракеты - "поворотное крыло", ранее реализованной у нас
только на К-9, как известно, не дошедшей до стадии испытаний в управляемом
полете. В сравнении с принятой на К-23 нормальной схемой она обеспечивала
более благоприятную динамику наведения, особенно на заключительной стадии
полета перед попаданием в цель, но характеризовалась худшим аэродинамическим
качеством и требовала применения мощного, ранее не применявшегося на советских
ракетах "вохдух-воздух" гидравлического рулевого привода.
Конструктивно К-25 ("изделие 370") повторяла американский прототип.
За полуактивной радиолокационной ГСН располагались неконтактный взрыватель,
аппаратура автопилота, блок энергопитания и рулевого привода, стержневая
боевая часть. Твердотопливный ракетный двигатель располагался в хвостовой
части ракеты, конструктивные меры по сужению диапазона полетных центровок
(например, сопло с удлиненным газоходом) не предусматривались.
В начале разработки К-25 было принято решение использовать взамен некоторых
американских материалов отечественные аналоги с, казалось бы, близкими
характеристиками. Однако в ходе отработки они не обеспечили работоспособность
ряда систем и агрегатов, что основательно задержало разработку. Только
в начале семидесятых годов работы довели до пусков с МиГ-21, а затем и
с МиГ-23. Однако к этому времени летные испытания К-23 на МиГ-23М уже
завершались. Некоторое время К-25 планировалось применить в качестве вооружения
более перспективных истребителей. Однако в начале 1974 г. с официальным
принятием на вооружение МиГ-23М с Р-23 и началом ОКР по МиГ-29 и Су-27
стало ясно, что использование ракеты, спроектированной за океаном полтора
десятилетия назад, несовместимо с достижением превосходства отечественных
истребителей IV поколения над американскими аналогами.
Тем не менее работы по К-25 не оказались полностью бесплодными. Ряд
наработок, в частности исследования по аэродинамической схеме, близкой
к поворотному крылу и по гидравлическому рулевому приводу, были использованы
в ракетах семейства К-27.