В ряде случаев в истории нашей страны значительный скачок в развитии оборонной
техники достигался в результате того, что в распоряжении отечественных
инженеров и ученых оказывался выдающийся образец зарубежной техники. К
истории создания К-13 можно добавить известные обстоятельства создания
Ту-4 и баллистической ракеты Р-1. Однако иногда обстоятельства складывались
таким образом, что ускоренная модернизация вооружения отечественной авиации
инициировалась детальным ознакомлением вероятного противника с советской
техникой. С сожалением отметим, что "супостат", как правило,
не пытался копировать отечественные образцы, притом отнюдь не из-за слабости
своей научной и промышленной базы.
Разработка ракеты К-40 началась с переходом от однодвигательных
тяжелых истребителей семейства Е-150 с ракетами К-9 и К-8 к двухдвигательному
будущему МиГ-25 в вариантах перехватчика С-155 и разведчика Е-155Р, разработка
которых была задана Постановлением от 5 февраля 1962 г. 131-62. Правительственный
документ определил также и срок представления разрабатываемых комплексов
на совместные государственные испытания - конец 1964 г. Разработка ракетного
вооружения перехватчика была поручена ОКБ-4 во главе с М.Р. Бисноватым.
Полуактивная радиолокационная головка создавалась НИИ-648, тепловая -
ЦКБ-589, автопилот - ОКБ-3, комбинированный радиооптический взрыватель
(КРОВ) - НИИ-571, твердотопливный двигатель - КБ-2 завода 81.
Двукратное увеличение массы самолета-носителя обеспечивало возможность
применения ракет, по массово-габаритным характеристикам близких МиГ-25П
с ракетами Р-40Т и Р-40Р к отрабатывавшимся в то время ракетам К-80 для
Ту-128-80. На Е-155П предусматривалось применение РЛС "Смерч-А",
создаваемой на базе установленного на Ту-128-80 радиолокатора "Смерч".
Однако условия применения ракет содержали принципиально новый элемент.
Перехватчик - самолет С-155 -предназначался для относительно длительного,
продолжительностью более десяти минут, полета со скоростью, почти втрое
превышавшей звуковую. При этом элементы конструкции как носителя, так
и размещенных на наружной подкрыльевой подвеске ракет нагревались до температур
порядка 300С. Помимо проблем, связанных с теплопрочностью материалов,
необходимо было решить задачи обеспечения работоспособности аппаратуры,
а также избежать прогрева топливного заряда, так как сколько-нибудь стабильные
внутрибаллистические параметры двигателя достигались только в относительно
узком температурном диапазоне. Необходимо было обеспечить удовлетворительные
динамические параметры в широком диапазоне скоростей и высот полета.
В результате разработка осуществлялась практически заново, без унификации
с К-80. Уже в 1962 г. был выпущен аванпроект по ракете К-40 ("изделие
46"), в котором были представлены два варианта компоновок ракеты.
Для дальнейшей разработки взамен нормальной схемы, реализованной в К-80,
была принята схема "утка". В сочетании с размещением двигателя
в центральной части "изделия", данное компоновочное решение
позволило сузить область динамических параметров ракеты как объекта управления.
Большая площадь крыла обеспечивала высотность ракеты, а также способствовала
снижению влияния синхронных ошибок. При этом основная часть приборного
оснащения ракеты была сосредоточена впереди двигателя, а боевая часть
и бортовой источник электропитания - в хвостовой. Впервые для боевой части
КУ-46 было реализовано узконаправленное поле поражения. Для обеспечения
точной выдачи команды на подрыв боевой части и высокой помехозащищенности
впервые был применен комбинированный радиооптический взрыватель (КРОВ)
"Аист-М".
В соответствии с принятой схемой двигатель ПРД-134 был выполнен в двухсопловом
исполнении. В двигателе впервые для отечественных ракет "воздух-воздух"
было применено высокоэнергетическое смесевое металлосодержащее топливо.
Для защиты от прогрева на титановый корпус двигателя нанесено наружное
теплозащитное покрытие.
Задача поддержания приемлемого теплового режима в аппаратурных отсеках
решалась применением специальной фреоновой системы охлаждения, запитываемой
от баллона, размещенного на пусковом устройстве, а также нанесением ТЗП
на внутренние поверхности корпусов отсеков. Мощные тепловые потоки потребовали
применения ситалла в обтекателе "радийной" ГСН Эти же факторы
определили использование оптикокерамики в тепловой ГСН Т-40А1.
Ход разработки несколько замедлился из-за того, что принятая в начале
работ кооперация разработчиков претерпела ряд вынужденных изменений. Во-первых,
правительственным решением от 25 мая 1964 г. разработчик автопилота -
ОКБ-3 было включено в "империю Челомея" - ОКБ-52. Как известно,
Владимир Николаевич был большим мастером решительного объединения кадров
сторонних организаций для решения поставленных перед ним задач. Разработку
автопилота для ракеты К-40 перепоручили заводу 118. Кроме того, вскоре
также и создание радиолокационной ГСН передали от НИИ-648 разработчику
РЛС "Смерч-А"
НИИ-131. В этом же институте коллектив конструкторов во главе с Е.Н. Геништой
продолжил разработку ГСН для К-40. Так или иначе, в результате замены
важнейших смежников разработка была отброшена на пару лет назад. В качестве
подстраховки была рассмотрена возможность выхода системы С-155 на начало
летных испытаний с вооружением на базе создававшейся для Ту-128 ракеты
К-80. Были активизированы работы по летной отработке локатора "Смерч-А"
и ракет К-80 на самолетах семейства Е-152. Однако общий ход работ по другим
элементам авиационно-ракетного комплекса также не обеспечивал выполнение
ранее поставленных сроков.
В разработанной под руководством главного конструктора Е.Н. Геништы первой
отечественной моноимпульсной полуактивной "радийной" головке
ПАРГ-12 применили ряд новых технических решений. В частности, для формирования четырехлепестковой диаграммы
направленности с углом отклонения равносигнального направления до 70 использована
двухзеркальная антенна Кассегрена. В ГСН применен вычислитель на базе
синусно-косинусного вращающегося трансформатора, дальномер с двумя интеграторами,
оригинальные схемы генератора СВЧ и приемного устройства с логарифмической
характеристикой, исключающего опасность "ослепления" при больших
перепадах мощности помехи. Предусмотрены специальные меры повышения помехозащищенности
и в тепловой ГСН.
Отработка бортовой самолетной РЛС "Смерч-А" и ракетного вооружения
проводилась с использованием летающей лаборатории - доработанного Ту-104
42736.
Первый полет будущего МиГ-25 в варианте разведчика состоялся 15 марта
1965 г, перехватчика - 26 октября того же года. Полностью укомплектованный
бортовой радиоэлектроникой третий прототип перехватчика начал летные испытаний
16 апреля 1967 г. Испытания вооружения проводились на полигоне ГКИ ВВС
во Владимировке с августа 1968 г. по февраль 1970 г. Постановлением от
12 февраля 1971 г. комплекс был принят на вооружение под наименованием
МиГ-25-40, при этом РЛС получила обозначение РП-СА, а ракеты - Р-40.
Серийное производство ракет велось на киевском "Заводе им. Артема".
После демонстрации в начале семидесятых годов насыщенного новейшей военной
техникой советского документального фильма, заимствованные из него кадры
с довольно детальным изображением МиГ-25П с ракетным вооружением неоднократно
воспроизводились в зарубежных изданиях, а ракеты Р-40 получили наименование
АА-6 Acrid.