С середины пятидесятых годов считалось целесообразным залповое совместное
применение ракет с радиолокационными и инфракрасными системами наведения,
что, по замыслу разработчиков, должно было свести к минимуму эффективность
мер противодействия противника. Кроме того, ухе упомянутые сложности боевого
применения ракет с наведением по лучу склоняли заказчиков к внедрению
систем самонаведения. В 1958 г., с началом разработки относительно малогабаритной
самонаводящейся ракеты К-13, было выдвинуто предложение о использовании
ее тепловой ГСН в составе ракеты семейства К-5. Разработку ракеты ЦМ-6,
в дальнейшем получившей название К-55, поручили КБ завода 455,
первоначально созданному для решения технологических задач, возникавших
при серийном производстве ракет "воздух-воздух".
Первые опытные образцы изготовили и испытали уже в 1951 г. С летевших
на высотах 10-15 км МиГ-19 провели 4 пуска программных ракет ЦМ-6П. Однако,
несмотря на их положительные результаты, быстро сделать ракету "на
коленке" не получилось. Кроме того, это была первая самостоятельная
работа конструкторского коллектива во главе с Н.Т. Пикетом, опыт приобретался
по мере накопления ошибок.
В 1960 г. удалось выпустить комплект конструкторской документации по К-55, провести стендовую отработку контура управления и первые наземные испытания новой
боевой части разработки ГСКБ-47 - переднее место штатной БЧ ракеты К-5 на К-55 заняла головка самонаведения. В следующем году с одного из опытных Су-9 - Т-43-3
- начиная с 4 февраля выполнили пуски 6 программных и одной телеметрической ракеты с тепловой головкой ИГС-59, ранее разработанной в НИИ-10 коллективом во главе
с И.Н. Государевой для К-13, но не использованной на этой ракете.
В производстве находились телеметрические ракеты и их модификации для отработки ГСН (К-55ТГ) и взрывателя (К-55СВ), а также боевые
ракеты К-55ТС. В 1962 г. провели 9 пусков по спускающимся на парашютах светящимся авиабомбам и мишеням, по результатам которых потребовалось провести
доработку ГСН. Кроме того, требовалось провести регламентные работы на привлеченных к испытаниям Т-43-5 и Т-43-12.
В 1963 г. заводские испытания продолжились на Т-43-12 и завершились в мае 1964 г. с положительными результатами - пусками с Су-9 были
сбиты беспилотные Ил-28 и МиГ-15.
Как и при создании других унифицированных систем оружия, задача оказалась не столь простой, как предполагалось по замыслу. Исходную
К-51 основательно переработали, так что неизменным остался только твердотопливный двигатель ПРД-45. Взамен первоначально использовавшегося и
испытывавшегося в 1962 г. радиовзрывателя "Ласточка" установили оптический взрыватель. Сначала отрабатывался радиовзрыватель "Огонек", а затем "Роза"
разработки ЦКБ-589.
Помимо размещения в передней части ракеты К-55 тепловой головки самонаведения, а за ним - неконтактного оптического взрывателя
"Роза", важным отличием от К-51 стало применение двух боевых частей, одна из которых устанавливалась в середине корпуса, а другая - в хвостовой части
ракеты, на месте аппаратуры радиоуправления К-51. По таким показателям, как максимальная дальность, суммарный вес боевых частей, К-55 существенно
превосходила исходный образец и, кроме того, обеспечивала возможность пуска в широком диапазоне углов в задней полусфере цели.
Работа шла фактически на конкурсных началах по отношению к К-8М-8,создававшейся в то же время в ОКБ-4 путем переноса технических
решений К-8 на изделие существенно меньшей размерности. По уровню характеристик К-55 не превосходила своего конкурента, но была более предпочтительна
для освоения в серийном производстве.
Исходя из положительных результатов заводских испытаний, ВПК своим решением № 228 от 9 сентября 1964 г. предписала со II кв. 1965 г.
преступить к совместным испытаниям модернизированного комплекса вооружения для Су-9 с сочетанием ракет К-51 (РС-2УС) и К-55, предусмотрев предоставление
Министерством обороны двух Су-9 для этих целей. До конца года завод № 455 изготовил 35 ракет для проведения государственных испытаний.
Официально К-55 приняли на вооружение 21 января 1969 г. как Р-55 в составе системы вооружения самолета Су-9. Ракеты серийно
выпускались с 1967 г. на заводе № 455 под несекретным индексом "изделие 68". По маневренным возможностям Р-55 существенно превосходила К-13А. Однако к
этому времени уже начиналась разработка более совершенных маневренных ракет с тепловыми ГСН - К-60 и К-13М, на которые и ориентировались создатели
перспективных истребителей. Поэтому несколько запоздавшая Р-55 нашла ограниченное применение. Как и предусматривалось с начала отработки, пара Р-55
устанавливалась на Су-9 в дополнение к двум РС-2УС, к которым они были "классово ближе", чем К-13А. Видимо, исходя из экономической целесообразности
увеличения объемов производства Р-55, ОКБ П.О. Сухого применило эту ракету и на Су-24 в качестве оружия самообороны. Кроме того, возможность
использования Р-55 обеспечивалась и на последней крупносерийной модификации "двадцать первого" - МиГ-21бис, выпускавшемся в Горьком с 1972 по 1974 годы
, а затем, по лицензии, в Индии.
При относительно малой распространенности Р-55 сыграла значительную роль в развитии отечественного ракетостроения. При ее разработке
коллектив КБ калининградского завода № 455 накопил опыт, достаточный для проведения последующей успешной разработки множества тактических ракет
"воздух-земля" (Х-66, Х-23, Х-25, Х-25М, Х-35, Х-31 и их модификации).
Длина, м
Диаметр, мм
Размах, м
Вес, кг
БЧ
Система наведения
Дальность пуска макс, км
Дальность пуска мин, км
Время управляемого полета, с
Допустимая перегрузка при пуске, ед.
Самолет-носитель |
2,0
200
0,53
92
9,1 кг, фугасная
инфракрасная
10
1,2
30
3
Су-24, Су-9, МиГ-21бис |