Во второй половине пятидесятых годов на вооружение советской авиации
поступила первая управляемая ракета "воздух-воздух" К-5 (К-5М).
К сожалению, с самого начала эксплуатации стали очевидны ее недостатки
- малая дальность пусков, невозможность применения по целям, летящим с
превышением по отношению к перехватчику, необходимость удержания прицела
на цели в течение всего полета ракеты, увеличение промаха в прямой пропорциональности
от дальности пуска. Поэтому вполне естественным представлялось стремление
переоснастить основные носители наводимых по лучу ракет семейства К-5
- самолеты МиГ-19 и Су-9 - на более совершенные самонаводящиеся ракеты.
В конце 1958 г. с началом работ по воспроизводству американской ракеты
Sidewinder, оснащенной малогабаритной тепловой ГСН, создались предпосылки
для оснащения подобной головкой самонаведения и ракет на базе К-5.
В соответствии с приказом Председателя Госкомитета по авиационной технике 453 от 12 ноября 1959 г. ОКБ-4 поручалось создание ракеты К-8М-8
с разрабатываемой ЦКБ-58 тепловой ГСН "Малютка". Повидимому,
из-за стремления сосредоточить все силы суховского КБ на намного более
продвинутых работах по применению К-51 и К-8М разработка К-8М-8 развертывалась
применительно к оснащению истребителей СМ-12ПМ - по сути, основательно
модернизированных МиГ-19 - перспективность которых уже представлялась
весьма сомнительной на фоне завершаемых отработкой будущих Су-9 и Су-11.
Дальность пуска должна была достигать 10 км, высота боевого применения
- до 22-23 км при массе ракет 90-100 кг.
Фактически работы по К-8М-8 начали до оформления министерского приказа
и к концу 1959 г. изготовили 16 ракет, начали облеты целей для отработки
ГСН в составе ракеты. В следующем году с СМ-12ПМ 66210101 (по другим
данным - 66210102) провели 10 пусков, в том числе - трех ракет с тепловой ГСН по парашютной мишени ПМ-8. Результаты облетов подтвердили возможность
захвата МиГ-19 на автосопровождение ГСН при полете на высоте 3000 м на
дальности 4 км. На высоте 10 км дальность захвата МиГ-19 утраивалась,
а Ту-16 брался на автосопровождение на удалении 15 км. В 1961 г. проработали
вариант ракеты с радиолокационной ГСН, но это направление работ не получило
дальнейшего развития. С окончательным прекращением работ по СМ-12ПМ разработку
ракеты переориентировали на Су-9. Ракета стала именоваться К-88
или "Малютка". В ходе выполненных с марта 1962 года 8
пусков боевых ракет по мишеням на базе МиГ-15 выявилось преждевременное
срабатывание неконтактного оптического взрывателя НОВ-88 по истекающей
из двигателя самолета-мишени струе нагретых газов. Взрыватель доработали
до конца года и на испытаниях во Владимировке Су-9 тремя ракетами сбили
все три обстрелянных мишени на базе МиГ-15. В следующем году совместные
испытания завершили успешными пусками двух ракет на высоте 1000 м, после
чего комплекс Су-9-51-88 был рекомендован для принятия на вооружение.
Был подготовлен проект соответствующего Постановления, но его утверждение
приостановили в ожидании завершения работ КБ завода 455 по ракете К-55,
обладавшей большей технологической преемственностью по отношению к массово
выпускавшейся К-51, что представлялось более важным, чем некоторое превосходство
К-88 по летно-техническим характеристикам, в частности, на три километра
большая о максимальная дальность. Также не был реализован и проект МиГ-21Ф-88,
вооруженного К-88.
В настоящее время это решение представляется не вполне оправданным. Ставка
на технологические достоинства К-55 при явно меньшей степени отработанности
привела к затягиванию постановки самонаводящейся ракеты в производство.
В результате К-55 запустили в серию только в 1967 г., когда обстоятельства
конца пятидесятых годов, обусловившие развертывание разработки К-55 и
К-88 уже в значительной мере утратили актуальность.