Для вооружения истребителя-перехватчика Е-152 с двигателем
Р-15-300 в ОКБ была разработана и построена управляемая ракета К-9, предназначенная
для поражения цели под всеми ракурсами, в том числе на встречных и пересекающихся
курсах. Исходя из условий получения минимальных кинематических перегрузок
ракеты, особенно в районе цели при атаке ее под всеми ракурсами, для управления
ракетой был выбран принцип самонаведения по методу параллельного сближения,
при котором обеспечивается нулевая угловая скорость линии ракета-цель.
Для ракеты выбрали симметричную Х-образную аэродинамическую схему с поворотным
крылом. Управление по продольному каналу производилось поворотным крылом.
Управление по крену осуществлялось четырьмя элеронами, установленными
на неподвижном стабилизаторе. Для повышения демпфирования по крену на
стабилизаторах установили четыре роллерона.=
Основное оборудование ракеты включало в себя: радиолокационную полуактивную
ГСН импульсного действия ЦР-1, автопилот АПЦ-18, импульсный радиовзрыватель
ЦРВ-1, БЧ осколочно-фугасного действия, предохранительный механизм И-60,
однокамерный двухрежимный пороховой двигатель ПРД-56.
Условия применения ракеты К-9 (большие скорости пуска и сближения с противником,
неманевренный характер атаки, подсветка цели мощной бортовой РЛС перехватчика)
привели к появлению ряда конструктивных особенностей. Мощный двурежимный
двигатель со стартовой тягой 5500 кг вначале разгонял снаряд до скорости
1400 м/с, а затем переходил на крейсерский режим с тягой 2500-3000 кг.
Система наведения разрабатывалась КБ-1 Минвооружения. Головка ракеты
К-9 была всеракурсной и позволяла атаковать самолет противника с любого
направления, хотя ее несовершенство и ограничивало дальность пуска девятью
километрами. Наведение ракеты на цель по методу параллельного сближения
требовало при подсветке цели непрерывного согласования частот излучения
РЛС самолета-носителя и отраженных от цели сигналов. Для приема сигналов
излучения самолетной РЛС на оперении ракеты устанавливались антенны-штыри
канала синхронизации. Это громоздкое сооружение в дальнейшем заменили,
разместив антенны-пластины на корпусе.
Вес К-9 составлял 245 кг, из которых 103 кг приходилось на двигатель,
15 кг весила радиолокационная головка самонаведения и 27 кг - боевая часть
с неконтактным радиовзрывателем, обладавшая радиусом поражения 20-30 м.
Ракета должна была войти в состав автоматизированного комплекса перехвата
LУраган-5Б¦, но= в связи с закрытием работ по этой системе, пуски ракет
были проведены с Е-152А уже в составе комплекса перехвата Е-152-9.
Для проведения летных испытаний ракета К-9 разработана в следующих вариантах:
- боевой (изд.90)
- баллистический (изд.91) - предназначен для определения аэродинамических
и баллистических характеристик ракеты при полете с закрепленными крыльями,
проверки безопасности отделения от носителя, а также для проверки характеристик
двигателя
- программный (изд.92) - предназначен для определения аэродинамических
и баллистических характеристик ракеты в управляемом по программе полете,
а также для проверки работоспособности автопилота, энергоблока и пневмосистемы
в летных условиях
- телеметрический (изд.93) - предназначен для оценки выполнения требований
к ракете в замкнутой системе (носитель-ракета-цель) с ГСН и радиовзрывателем,
без подрыва БЧ ракеты при пролете ее около цели
В 1961 г. было изготовлено 26 ракет (изд.90 - 3 экз., изд.91 - 6 экз.,
изд.92 - 11 экз., изд.93 - 6 экз.). В начале этого же года произведены
три пуска ракеты К-9 с АПУ установленной на наземном стенде. За время
летных испытаний с самолета Е-152А на полигоне ГК НИИ ВВС в 1961 г. произведено
10 пусков ракет К-9 (5 - изд.91 и 5 -изд.92). Результаты испытаний подтвердили
совпадение аэродинамических и баллистических характеристик ракеты с расчетными.
Проводились также наземная отработка БЧ на полигоне ГСКБ-47, лабораторные
и стендовые испытания систем, математическое и физическое моделирование
ракеты на всех режимах, а также расчет в НИИ-2 эффективности боевых ракет.