Уголок неба ¦ MISTRAL

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
   главная вооружение урвв
 
     Mistral (ATAM)
       
Страна: Франция
Тип: Управляемая ракета малой дальности

 

Разработка французской универсальной ракеты малой дальности Mistral была начата в конце 70-ых фирмой Matra. Было создано несколько основных вариантов ракеты:

  • MANPADS или SATCP - переносной зенитно-ракетный комплекс
  • ATLAS - мобильный ЗРК
  • SANTAL - шесть ракет размещаются на турели вместе с системой госопознавания
  • SADRAL или SIMBAD - корабельный ЗРК (для кораблей малого водоизмещения)

Во время разработки, к ракете предъявлялись следующие требования: единая ракета для всех вариантов, независимость от способа запуска и минимум технического обслуживания. Полномасштабные работы по варианту SATCP были начаты в 1980 году. С 1986 по 1988 гг. французская армия проводила войсковые испытания, закончившиеся принятием комплекса на вооружение в 1988 году.

В 1986 году был заключен контракт на создание авиационного варианта ракеты, для использования на вертолетах. Этот вариант изначально получил наименование HATCP (Helicoptere-Air Tres Courtre Portee), но позднее был переименован в ATAM (Air-to-Air Mistral). Первые пуски ракет ATAM были произведены с вертолета Gazelle в 1990 году.

Система наведения ракеты инфракрасная. Аналогичная СН устанавливается на УР Magic-2. Но СН Mistal имеет повышенную чувствительность, что позволяет обнаруживать цели имеющие низкую ИК-сигнатуру, например вертолеты на дистанции до четырех километров. Система наведения оснащена сигнальным цифровым процессором, отсеивающим тепловые полушки и тепловой фон земли. ГСН расположена под прозрачным шестигранным пирамидальным обтекателем, похожим на обтекатель английской УР Firestreak.

Сразу за отсеком ГСН расположены четыре маленькие прямоугольные рулевые плоскости, а в хвостовой части четыре стабилизатора. Стабилизаторы и рули выпускаются после выхода ракеты из ТПК. Одноразовый транспортно-пусковой контейнер весит 3 килограмма. Контейнер имеет раскрывающиеся створки, позволяющие избежать повреждения ГСН при запуске.

ATAM оснащена фугасной боевой частью с вольфрамовыми шариками в качестве поражающих элементов. Взрыватель лазерный и контактный, защищен от срабатывания из-за деревьев и поверхности воды.

Двигатель ракеты двухступенчатый твердотопливный с шестью соплами, обеспечивающими стабилизирующее вращение со скоростью 10 оборотов в секунду. Более поздние модели двигателей имеют рельефное сопло, для достижения того же эффекта. Разгонный двигатель сгорает еще внутри ТПК, разгоняя ракету до скорости 40 м/с. На дистанции 15 метров от вертолета-носителя запускается маршевый двигатель, разгоняющий ракету до скорости 800 м/с (2,5 М). Корпус двигателя выполнен из кевлара, по аналогии с двигателем ракеты Super 530F.

Ракета имеет два режима применения:

  • Автономный - прицеливание осуществляется с помощью простого коллиматорного прицела, и обеспечитает стрельбу вдоль продольной оси вертолета
  • Интегрированный - прицеливание осуществляется с помощью гиростабилизированного прицела, и позволяет осуществлять стрельбу по целям находящимся под углом к продольной оси вертолета

ATAM может получать целеуказание от нашлемной системы фирмы Thomson-CSF или прицелов, установленных в кабине или бортовой системы целеуказания SFIM APX M334 противотанкового комплекса HOT.

Балон с охлаждающей жидкостью и узлы электропитания расположены на стандартной натовской 356-мм сдвоенной подвесной установке.

Ракета ATAM поставлялась в Южную Корею.
















Длина, м
Диаметр, мм
Размах, м
Стартовый вес, кг
БЧ
Взрыватель
Система наведения
Двигатель
Дальность, км
Макс. высота цели, км
Скорость, м/с, (М)
Вертолет-носитель

1,8
90
0,18
18
3 кг, фугасная + вольфрамовые шарики
лазерный + контактный
инфракрасная
ТТРД
5
3
800, (2,5)
SA 342M Gazelle, Dauphin Panther, A129 Mangusta,
Ecureuil/Fennec, AH-64 Apache, Eurocopter Tiger.



Список источников:

Денис Евстафьев. Mistral
Jane's Defense Equipment


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама: