Разработка французской универсальной ракеты малой дальности
Mistral была начата в конце 70-ых фирмой Matra. Было создано несколько
основных вариантов ракеты:
- MANPADS или SATCP - переносной зенитно-ракетный комплекс
- ATLAS - мобильный ЗРК
- SANTAL - шесть ракет размещаются на турели вместе с системой госопознавания
- SADRAL или SIMBAD - корабельный ЗРК (для кораблей малого водоизмещения)
Во время разработки, к ракете предъявлялись следующие требования: единая
ракета для всех вариантов, независимость от способа запуска и минимум
технического обслуживания.
Полномасштабные работы по варианту SATCP были
начаты в 1980 году. С 1986 по 1988 гг.
французская армия проводила войсковые
испытания, закончившиеся принятием комплекса на вооружение в 1988 году.
В 1986 году был заключен контракт на создание авиационного варианта ракеты,
для использования на вертолетах. Этот вариант изначально получил наименование
HATCP (Helicoptere-Air Tres Courtre Portee), но позднее был переименован
в ATAM (Air-to-Air Mistral). Первые пуски ракет ATAM были произведены
с вертолета Gazelle в 1990 году.
Система наведения ракеты инфракрасная. Аналогичная СН устанавливается
на УР Magic-2. Но СН Mistal имеет повышенную чувствительность, что позволяет
обнаруживать цели имеющие низкую ИК-сигнатуру, например вертолеты на дистанции
до четырех километров. Система наведения оснащена сигнальным цифровым
процессором, отсеивающим тепловые полушки и тепловой фон земли. ГСН
расположена
под прозрачным шестигранным пирамидальным обтекателем, похожим на обтекатель
английской УР Firestreak.
Сразу за отсеком ГСН расположены четыре
маленькие прямоугольные рулевые
плоскости, а в хвостовой части четыре стабилизатора. Стабилизаторы и рули
выпускаются после выхода ракеты из ТПК. Одноразовый транспортно-пусковой
контейнер весит 3 килограмма. Контейнер имеет раскрывающиеся створки,
позволяющие избежать повреждения ГСН при запуске.
ATAM оснащена фугасной боевой частью с вольфрамовыми шариками в качестве
поражающих элементов. Взрыватель лазерный и контактный, защищен от срабатывания
из-за деревьев и поверхности воды.
Двигатель ракеты двухступенчатый твердотопливный с шестью соплами, обеспечивающими
стабилизирующее вращение со скоростью 10 оборотов в секунду. Более поздние
модели двигателей имеют рельефное сопло, для достижения того же эффекта.
Разгонный двигатель сгорает еще внутри ТПК, разгоняя ракету до скорости
40 м/с. На дистанции 15 метров от вертолета-носителя запускается маршевый
двигатель, разгоняющий ракету до скорости 800 м/с (2,5 М). Корпус двигателя
выполнен из кевлара, по аналогии с двигателем ракеты Super 530F.
Ракета имеет два режима применения:
- Автономный - прицеливание осуществляется с помощью простого коллиматорного
прицела, и обеспечитает стрельбу вдоль продольной оси вертолета
- Интегрированный - прицеливание осуществляется с помощью гиростабилизированного
прицела, и позволяет осуществлять стрельбу по целям находящимся под
углом к продольной оси вертолета
ATAM может получать целеуказание от нашлемной системы фирмы Thomson-CSF
или прицелов, установленных в кабине или бортовой системы целеуказания
SFIM APX M334 противотанкового комплекса HOT.
Балон с охлаждающей жидкостью и узлы электропитания расположены на стандартной
натовской 356-мм сдвоенной подвесной установке.
Ракета ATAM поставлялась в Южную Корею.