Перехватчики Су-15 и Як-28П несли ракеты К-98
(изделие 56) - исключительный случай унификации вооружения в авиации ПВО.
Управляемые ракеты К-98 в вариантах Р-98Р и Р-98Т являлись
развитием ракеты Р-8 с повышенной энерговооруженностью, надежностью и
помехозащищенностью - оснащение самолетов противника системами РЭБ сделало
это требование первоочередным. Согласно заданию, комплекс создавался ОКБ-4
"для модернизации Су-11-8М" и должен был обеспечить возможности перехвата
в большом диапазоне скоростей и высот, в том числе малых, а также в передней
полусфере.
Первоначально ракеты именовались К-8М-2, на вооружение
они были приняты постановлением от 30 апреля 1965 года в комплексе перехвата
Су-15-98 под наименованием Р-98 (комплекс на базе Як-28П, не полностью
удовлетворявший военных, так и не дождался официального принятия на вооружение,
хотя и поступил в эксплуатацию). РГСН этих ракет была сопряжена с установленной
на перехватчиках РЛС РП-15 "Орел-Д" и РП-15М "Орел-Д58М" с улучшенной
помехозащищенностью. Комплекс мог взаимодействовать с системой "Воздух-1М"
и обеспечивал перехват целей, летящих со скоростями от 500 до 3000 км/ч
на высотах от 50 до 23000 м с превышением 3-5 км, в передней полусфере
на дальностях от 3 до 18 км и в задней - от 2 до 14 км - днем и ночью
при любой погоде, что вызвало появление излюбленного журналистами названия "всепогодный истребитель-перехватчик".
Справедливость такого определения Су-15 полностью подтвердил
- именно ракетами Р-98 в сложных метеоусловиях и ночью были сбиты южнокорейские
"Боинги" в 1978 и 1983 г.г. Первый из них ракета поразила в облаках над
Кольским полуостровом и поврежденный самолет смог произвести вынужденную
посадку (причем в горячке атаки пилот Су-15, видевший "Боинг-707" только
на экране РЛС, выпустил и оставшуюся ракету по "отделившейся второй цели"
- отломившейся консоли крыла нарушителя). По второму - "Боингу-747" -
обе ракеты, тепловая и "радийная", были выпущены с расстояния 11 км ночью,
поразили фюзеляж и один из двигателей, и самолет с 289 пассажирами рухнул
в воду у побережья Сахалина.
В ходе совершенствования комплекса вооружения Су-15 он
был оснащен новой РЛС "Тайфун-М" (РП-26) и ракетами К-98М с увеличенной
дальностью и защищенностью от помех. Диапазон перехвата по высоте полета
целей расширился с 500 до 24000 м, по скорости - до 2500 км/ч, вдвое возросла
дальность пуска Р-98МР. Комплекс Су-15-98М приняли на вооружение постановлением
от 21 января 1975 года. На Су-15 ракеты подвешивались на ПУ-1-8, на Су-15ТМ
- на унифицированных ПУ-2-8, позволявших использовать также НАР и бомбы.
Ракеты К-98 состояли на вооружении СССР, Болгарии, Румынии,
Польши, ГДР, Венгрии и Чехословакии.