Работы по разработке управляемой
ракеты малой дальности V3 для ВВС ЮАР
были начаты в конце 60-ых гг, серийное
производство начато в 1975 г. На
вооружение ВВС ЮАР ракета поступила под
обозначением V3A. В 1979 г. было начато
производство улучшенной версии V3B, которая
в 1982 г. была предложена на продажу под
именем Kukri. Ракета V3 оснащена
инфракрасной ГСН и используется с
нашлемной системой целеуказания (НСЦ).
Улучшенная УР V3B получила новую ИКГСН,
доработанный двигатель и увеличенные
углы целеуказания НСЦ. Работы по
следующему варианту ракеты V3C
начались в 1990 г., экспортный вариант этой
ракеты получил название Darter.
УР V3A/B имеет узлы подвески аналогичные
узлам ракет AIM-9 Sidewinder и R.550 Magic, и может
применяться их пусковых установок.
Носителями ракет V3A/B являются самолеты
Mirage III и Miarge F1, а так же вертолеты Rooivalk.
Ракетный комплекс Kukri V3 состоит из
шести модулей, одним из которых является
сама ракета. Пусковая установка, с
которой ракета отправляется в полет и
получает электрическую энергию и
хладагент для охлаждения ГСН до момента
запуска. Шлем пилота, оборудованный
системой целеуказания весом 2,3 кг. В
шлеме размещена электронная аппаратура,
оборудование определяющее положение
головый летчика, блок вычислителя
непрерывно вычисляющий действительное
положение шлема относительно осей ЛА,
предусилитель, блок обработки данных (получает
данные о положении шлема и преобразует в
команды, которые передаются в систему
наведения ракеты). Блок обработки данных
так же связан с прибореными комплексами
носителя, для определения необходимых
режимов работы и запуска.
Инфракрасная система наведения V3
позволяет атаковать цели только из
задней полусферы. Kukri выполнена по схеме
"утка". В ее головной части перед
рулями имеется пара неподвижных
аэродинамических поверхностей -
стабилизаторов. В одной с ними плоскости
расположены два трапециевидных руля со
ступенчатой передней крмкой, два других
руля - обычной трапециевидной формы. В
хвостовой части находится четыре
незафиксированных крыла. Ракета
способна осуществлять маневрирование с
установившейся перегрузкой в 25g, при
максимальной перегрузке до 35g.
Ракета V3 состоит из двух отсеков.
Передний отсек содержит
электромеханические агрегаты, включая
ИКГСН, автопилот и взрыватель. В заднем
отсеке находится боевая часть и
твердотопливный ракетный двигатель.
Осколочно-фугасная боевая часть
содержит взрывчатое вещество Torpex 2A.
Наведение ракеты на цель
усеществляется инфракрасной системой
наведения, которая получает
целеуказание от специально созданной
НСЦ. Прицельный маркер проецируется на
прозрачный щиток перед правым глазом. С
каждой стороны шлема размещены
светодиоды предназначенные для
определения положения шлема. Когда СУО
находится в режиме прицеливания (AIM) ГСН
ракеты привязана к линии прицеливания/положению
головы пилота в пределах конуса 20 град.. Если летчик поворачивает голову за
пределы конуса, прицельный маркер
отключается и ГСН возвращается в
исходное положение. После возвращения
положения головы в допустимые пределы,
прицельный маркер снова включется и ГСН
ракеты возвращяется в режим
сопровождения. Для прицеливания по цели
летчику необходимо повернуть голову до
положения, в котором прицельный маркер
на шлеме совместится с наблюдаемой
целью. После того как ГСН заметит
источник теплового излучения летчик
летчик будут извещен звуковым сигналом.
Пилот может немедленно переключаться в
режим сопровождения (TRACKING). Существует
еще один режим прицеливания -
фиксированный (CAGED). В этом режиме ГСН
ракеты фиксируется параллельно
продольной оси носителя и для
прицеливания и стрельбы летчик должен
использовать обычный коллиматорный
прицел.
Двухкомпонентный твердотопливный
двигатель ракеты позволят ей
разогнаться до скорости 500 м/с свыше
скорости полета носителя. Минимальная
дальность запуска составляет 300 метров,
а максимальная - 4 км.
Ракеты V3A и V3B поступили на вооружение
южно-африканских ВВС в 1977 и 1981 гг.
соответсвенно. Производство обоих
вариантов было прекращено в 1985 г.
Экспорный вариант Kukri впервые был
предложен на продажу в 1982 г.