В США в рамках программы JASSM (Joint Air to
Surface Standoff Missile) корпорация Lockheed-Martin продолжает полномасштабную
разработку управляемой ракеты (УР)
AGM-158 класса "воздух - земля" большой
дальности, которой планируется
вооружать самолеты стратегической и
тактической авиации ВВС и авиации ВМС
США. Ракета предназначена для
поражения как стационарных, так и
мобильных целей (комплексов ПВО,
бункеров, больших зданий, легкобронированных
и небольших сильно защищенных объектов, мостов) в простых и сложных
метеоусловиях, ночью и днем.
Ракета построена по нормальной
аэродинамической схеме: низкоплан со
складывающимся элевонами. В ее
конструкции широко используются
современные композиционные материалы
на основе углеродных волокон. В
качестве силовой установки
применяется турбореактивный
двигатель J402 с усовершенствованными
компрессором и топливной системой. В
составе комбинированной системы
наведения наряду с тепловизионной ГСН
(работает на конечном участке
наведения) используется инерциальная
система управления с коррекцией по
данным КРНС NAVSTAR и программно-аппаратные
средства автономного распознавания
целей. В зависимости от типа цели
будет применяться кассетная или
унитарная боевая часть (БЧ). В
настоящее время на ракете
устанавливается бетонобойная БЧ J-1000.
Для снаряжения кассетной боевой части,
возможно, будут использованы
боеприпасы BLU-97 GЕМ (комбинированного
действия).
При пуске ракеты на большую
дальность возникает проблема
передачи информации о текущем
местоположении ракеты. Эта информация
необходима, в частности, для
определения факта попадания УР в цель.
Существующая конструкция включает
передатчик (мощностью 25 Вт) типа BIA (Bomb
Impact Assessment), обеспечивающий передачу
данных на стратегический
разведывательный самолет RC-135V и W со
скоростью до 9 600 бит/с в диапазоне
частот 391,7-398,3 МГц. Проблема, вероятнее
всего, будет решена путем передачи
данных с ракеты на самолет-ретранслятор
через спутник.
В ходе проходящих в настоящее время
летных испытаний опытных образцов
ракеты проверяется работоспособность
двигателя и системы наведения.
На основе полученных результатов
были модернизированы система
энергоснабжения, механизм раскрытия
крыла и программное обеспечение. Для
снижения аэродинамического
сопротивления и улучшения
маневренных характеристик
предполагается также изменить форму
управляющих поверхностей и
местоположение приемника воздушного
давления.
В качестве носителей данной ракеты
будут использоваться стратегические
бомбардировщики В-52Н (12 ракет), В-1В (24),
В-2 (16), F-15E (три), а также тактические
истребители F-16 С и D (две), F/A-18 (две), F-117 (две).
В соответствии с текущими планами
предусматривается закупить 4 000 ракет
для ВВС и 700 для ВМС США при стоимости
серийного образца около 400 тыс.
долларов. Поступление новой УР на
вооружение ожидается в 2002 - 2003 годах.