"Maverick" AGM-65F - модификация тактической ракеты "Maverick"
АGМ-65A класса "воздух-поверхность", оснащенная тепловизионной головкой
самонаведения. Разработана американской фирмой "Hughes Aircraft Co" по
заказу командования ВМС США для применения по морским целям. Отличается
от аналогичной ракеты "Maverick" АGМ-65D, находящейся на вооружении ВВС,
тем, что ее ГСН оптимизирована для поражения наиболее уязвимых точек корабля.
Большая тепловая контрастность корабля на поверхности воды позволила увеличить
дальность захвата цели, благодаря чему можно производить пуск ракеты с
дальности свыше 9 км. Предназначена для вооружения самолетов А-7Е и F-18
морской авиации.
Все варианты ракеты "Maverick" имеют одинаковую нормальную самолетную
аэродинамическую схему и оснащены 2-режимным твердотопливным двигателем
ТХ-481. В стартовом режиме он развивает тягу 4540 кгс, а в маршевом -
990 кгс. Суммарный импульс тяги 6160 кг, время работы двигателя 3.5с.
Осколочно-фугасная боевая часть ракеты весом 135 кг имеет массивный стальной
корпус, внутри которого размещается мощный заряд ВВ. Конструкция корпуса
исключает его рикошетирование и за счет большого веса обеспечивает пробивание
корпуса корабля , а подрыв ВВ осуществляется с некоторым замедлением,
выбираемым в зависимости от характера цели.
Как считают американские военные специалисты, для применения УР "Maverick"
AGM-65F идеальными условиями являются: дневное освещение, видимость около
20 км, при этом солнце должно подсвечивать цель и одновременно маскировать
атакующий самолет. В ходе налета может быть проведено несколько атак.
При этом в первом заходе на цель необязательно атаковать все корабли из
группы. Целесообразнее так спланировать атаку, чтобы сконцентрировать
удары по наиболее важным целям, подавить их оружие, а в дальнейшем лишить
хода и даже потопить, возможно, уже другими средствами.
Выбор тактики нанесения ударов по кораблям с использованием УР "Maverick"
зависит от состава группы ударных самолетов. Так, в случае выполнения
атаки одиночным самолетом полет к цели должен производиться на предельно
малых высотах в режиме радиомолчания. При этом ударный самолет необходимо
вывести в точку, от которой цель может быть гарантированно обнаружена
бортовыми средствами. В данном случае летчик, как правило, выводит свой
самолет в заданную точку с использованием автономной инерциальной системы
навигации. При входе в зону обнаружения цели он осуществляет ее визуальный
поиск или, маневрируя своим самолетом в горизонтальной плоскости, просматривает
район ее расположения с помощью тепловизионной ГСН ракеты. Опыт испытаний
УР "Maverick" AGM-65F над океаном показывает, что при средних условиях
(небольшая облачность, дневное время, волнение моря 2 балла) летчик может
обнаружить цель визуально, включить необходимые переключатели, маневром
самолета ввести цель в поле зрения ГСН ракеты, перейти на прицеливание
по тепловизионному индикатору, распознать, захватить цель и пустить ракету
практически до входа в зону действия корабельных средств ПВО.
Пуск ракет может проводиться залпом по одной цели с одного захода (взрыватель
первой ракеты устанавливается на немедленный подрыв, остальные - с заданной
расчетной задержкой). Атака может быть повторена с другого направления.
Типовой маневр выхода из атаки - разворот со снижением.
Звено ударных самолетов, имеющих на борту по четыре УР "Maverick", представляет
собой довольно серьезную угрозу. Как правило, тактика их действий состоит
в следующем. При подходе в выбранную точку самолеты размыкаются по фронту.
Это позволяет каждому летчику сосредоточиваться на прицеливании, снижает
опасность столкновения со своими самолетами в боевом порядке и усложняет
задачу средств ПВО противника. Кроме того, размыкание по фронту дает возможность
производить поиск и атаку одновременно нескольких целей.
При атаке звеном в ночных условиях для обеспечения безопасности полета,
кроме размыкания по фронту, предусматривается применять маневр по скорости,
высоте и направлению захода на цель. Уход от цели каждый самолет должен
выполнять самостоятельно.
Массированный налет на группы кораблей более крупными силами должен осуществляться
при условии тесного взаимодействия между несколькими звеньями ударных
самолетов и самолетов обеспечения. Управление такими большими группами
самолетов, по мнению американских и других военных специалистов стран
НАТО, довольно сложно с точки зрения координации их действий. Однако такие
группы могут нанести более мощный удар за короткое время. При этом атаку
группами самолетов предусматривается проводить, как правило, с разных
направлений с небольшим временным интервалом.