С появлением малогабаритного отечественного ТРД РДК-300, создававшегося
для крылатых ракет большой дальности, обладающего небольшим удельным расходом
топлива и значительным временем работы, МКБ "Радуга" предложило модернизированный
вариант ракеты Х-59М (комплекс ракетного оружия "Овод-М") с
заменой новым двигателем прежнего РДТТ, тем более, что система наведения
располагала изрядным запасом по дальности сопровождения ракеты. Модернизация,
как это часто бывает, привела к созданию практически нового ракетного
комплекса, радикально отличающегося и конструкцией, и характеристиками.
При сохранении удачной системы наведения, наибольшие изменения претерпел
фюзеляж ракеты, в котором прежний РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД
в вынесенной под фюзеляж в гондоле. В центральной части фюзеляжа разместился
объемистый топливный бак ў отсек с системой дренажа и заправочной горловиной
для обычного авиационного керосина. В хвостовой части остался стартовый
блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска
маршевого ТРД после отделения ракеты. После его отстрела сбрасывается
кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания
мусора при взлете самолета-носителя, и дальнейший полет осуществляется
с помощью ТРД.
Особенностью аэродинамической схемы Х-59М стало увеличение размаха дестабилизаторов
связи с большой массой и габаритами изделия. Их "усы" при пуске разворачиваются
пружинами и становятся на фиксаторы, обеспечивая смещение вперед аэродинамического
фокуса и приемлемые характеристики управляемости при сохранении потребной
мощности рулевых приводов. Использование ТРД потребовало изменений в составе
САУ, получившей блок регулятора двигателя, осуществляющий его запуск и
контролирующий поддержание режима работы с подачей топлива и высотно-скоростной
коррекцией.
Дальность действия линии связи составила 140 км, что обеспечило дальность
стрельбы до 120 км. Х-59М может запускаться с малых высот (до 100 м) и
выполнять низковысотный полет к цели на заданной высоте (от 50 до 1000
м), обеспечиваемый САУ и радиовысотомером. Высвободившиеся компоновочные
объемы прежнего отсека РДТТ были использованы для размещения вдвое более
мощной БЧ.
Помимо проникающей БЧ массой 320 кг, предусмотрена кассетная БЧ массой
280 кг с отдельными поражающими элементами осколочного и кумулятивного
действия. Точность стрельбы на предельной дальности сопоставима с Х-59
и равняется 2-3 м.
Для размещения Х-59М на носителе служило то же устройство АКУ-58-1. А
в комплексе вооружения Су-24М, оснащенного бортовой системой управления
оружием СУО-1-6М и подвесным аппаратным контейнером ПК-9, ракета могла
применяться без каких-либо доработок самолета. Испытания Х-59М были также
начаты и на ударных модификациях Су-27. Производство ракет Х-59 и Х-59М
было освоено смоленским авиационным заводом, однако его развертыванию
помешали известные проблемы начала 90-х годов - отсутствие госзаказа,
почти полное прекращение финансирования и разрыв хозяйственных связей
(изготовитель ГСН и системы наведения "Текон-1" остался во Львове).
|
Разработчик
Изготовитель
Дальность стрельбы, км :
- минимальная
- максимальная
- автоматического наведения
Дальность управления, км
Точность стрельбы (КВО), м
Скорость полета, км/ч
Высота полета над морем, м
Высота полета над сушей, м
Самолет-носитель
Скорость полета носителя, км/ч
Высота пуска, км
Число ракет на носителе
Длина ракеты, мм
Максимальный диаметр корпуса, мм
Размах крыльев, мм
Стартовый вес, кг
Вес боевой части (проникающая/кассетная), кг
Аппаратура управления: Разработчик
Дальность линии связи, км
Длина, мм
Диаметр, мм
Вес, кг |
МКБ
"Радуга"
Смоленский авиационный завод
10-15
100-115
40
140
2-3
860-1000
7
50, 100, 200, 600, 1000
МиГ-29К, Су-30М, Су-24М
600-1100
0,1-5
2
5690
380
1260-1300
920 (930-950)
320/ 280
МКБ
"Радуга"
140
4000
450
260 |
Уголок неба. 2004
|
|