Развитие ПВО потребовало создания средств защиты дальних
бомбардировщиков. В 70-х гг. в МКБ Радуга началось проектирование ракеты,
предназначенной для уничтожения ЗРК большой дальности типа Патриот и т.п.
Вероятно, в основу был положен опыт создания УР Х-2000. Компоновка ракеты
с несущим корпусом в виде тела вращения была выбрана подобной американской
УР AGM-69 SRAM. Она получила инерциальную навигационную систему. Бортовое
оборудование носителя фиксировало работу РЛС противника, определяло ее
координаты и производило их ввод в систему управления пуском СУРО-1. Характеристики
оборудования и высокая скорость ракеты (соответствует числу М=5) позволяет
оперативно реагировать на возникшую угрозу.
Для обеспечения достаточной прочности в условиях значительного
аэродинамического нагрева отсеки ракеты были выполнены из титановых сплавов
ОТ4-1 и ВТ-5, а их окантовки - из пропрочной стали ВЖ-100. Корпус имеет
внутреннюю теплоизоляцию и облицован защитным материалом ТЗМКТ. Цельноповоротное
оперение также изготовлялось из титана, а подвергавшиеся наибольшему нагреву
носки - из вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Теплозащита рулей наносилась
методом вакуумного автоклавного формования, а на отсеки корпуса - методом
пропитки под давлением в жестких формах.
Нанесение защитных покрытий требовало последующей термообработки
уже частично собранного изделия. Но детали из пластика и металла имели
различный коэффициент температурного расширения, и металлические комплектующие
пришлось изготавливать не по конструкторским чертежам, а по технологическим,
с упреждением размеров на величину деформации.
Особый этап в истории ракеты Х-15 связан
с освоением технологии изготовления композитного носового обтекателя.
Первоначально его предполагалось изготовлять трехслойным на связующем
К-9-70. Но этот процесс был очень сложен, так как для каждого слоя использовался
свой тип ткани и отдельный режим термообработки. В ходе экспериментальной
отработки конструкции обтекателя остановились на более простом варианте
с облицовкой тканью АТОМ-2 с теплоизоляцией ТКЧ-6. Для снижения радиолокационной
заметности планер ракеты имел специальное металлизированное покрытие.
Для внедрения всех этих технологических новшеств в НПО
LРадуга¦ было создано уникальное оборудование, например крупногабаритная
высокотемпературная печь ПАП, обеспечившая термообработку больших готовых
узлов с перепадом температур по зонам в пределах ¦50С°.
Твердотопливный (впервые в СССР на ракете такого класса)
двигатель имеет две ступени в одном корпусе - разгонную и поддержания
скорости, благодаря чему сочетаются высокие характеристики скорости и
дальности полета. Оптимальные и стабильные характеристики горения шашки
РДТТ обеспечены фигурным вырезом в ее теле, заполненном для длительного
хранения пузырем, надутым инертным газом. Ракета оснащена малогабаритной
специальной БЧ.
Испытания УР Х-15 прошли с борта самолета Ту-22М в конце
70-х гг. В 80-х она была запущена в производство под индексом Х-15 (изд.
115) на ПО LРадуга¦ (с 12 мая 1982 г. серийный завод выделился в самостоятельное
предприятие и вновь стал называться ДМЗ). УР Х-15 начала поставляться
в войска прежде всего для вооружения самолетов Ту-160 (они могли нести
24 Х-15 на 4-х револьверных ПУ МКУ-6-1 в 2-х отсеках). В середине 80-х
гг. ракетами этого типа стали перевооружать и Ту-22М3. Самолеты этого
типа оснащались одной МКУ-6-1 в отсеке и четырьмя внешними балочными держателями
ПУ-01. УР Х-15 официально принята на вооружение ДА ВВС СССР в 1988 г.
и поступила в 184-й Гвардейский ТБАП и 1230-й (ныне ў 121-й Гвардейский)
ТБАП на самолетах Ту-160, а также в три полка 37-й ВА ВГК на самолетах
Ту-22М3.
Разрабатывался также усовершенствованный вариант ракеты
Х-15П с ПРГС, но в 1991 г. по политическим причинам работа
было остановлена. Генеральный конструктор ракеты И.С. Селезнев.
В 1993 г. была впервые показана противокорабельная ракета
Х-15С (Х-15А), оснащенная помехоустойчивой
активной РГСН, работающей на конечном этапе траектории и инерциальной
навигационной системой. Она имеет проникающую БЧ массой 150 кг и предназначена
для поражения кораблей различных классов ў от катера до эсминца УРО. Эта
ракета предлагалась на экспорт под индексом Х-15СЭ, в качестве носителя
могли быть использованы Ту-22М3, Су-24МК, Ту-142МЭ и другие самолеты.
Сведений о поставках ракет Х-15С и СЭ пока нет.