Недостатки Х-66 были обусловлены принятым принципом наведения.
Существовал и был достаточно хорошо отработан еще один способ - радиокомандный.
Задел но разработке ракеты Х-23 с такой системой наведения был
передан в ОКБ "Звезда", где проектирование возглавил Г.И.Хохлов ("Вымпел"
сосредоточился на создании АУР класса "воздух - воздух"). К 1967 году
смежники изготовили для Х-23 макетный образец командной пропорциональной
системы наведения "Дельта". Новую ракету проектировали на основе конструкции
Х-66, сохранив схему, систему управления и компоновку узлов. Основным
отличием Х-23 стала установка в хвостовом отсеке аппаратуры приема и дешифровки
кодированных управляющих радиосигналов. На борт ракеты они передавались
с помощью аппаратуры "Дельта" на самолете-носителе, для повышения помехозащищенности
формирующей сфокусированный радиолуч. Твердотопливный двигатель ПРД-228
с боковыми соплами перевели на новое, более энергоемкое топливо. К концу
1967 года опытное производство собрало десять ракет Х-23 (изделие 68).
Их заводские испытания шли с конца 1967 года но конец 1969 года.
В ходе наведения летчик, следя за трассером ракеты, корректировал ее
отклонение от цели движениями вверх-вниз и влево-вправо специально подвижной
кнопки - кнюпеля на ручке управления. При испытаниях выявилась ненадежность
наведения - причиной оказалось влияние трассера, смонтированного рядом
с приемной антенной бортовой системы наведения "Дельта-Р1М". Рупорная
антенна и ее волноводы нагревались и вибрировали. Устраняя недостатки,
трассер заменили и вынесли под корпус ракеты на кронштейн. Государственные
испытания Х-23 проводились с самолетов МиГ-23 и МиГ-23Б, завершившись
осенью 1973 года. В следующем году Х-23, получившая название "Гром",
была принята па вооружение. На самолетах фронтовой авиации она использовалась
с применением встроенной командной системы "Дельта-Н" и "Дельта-НМ" (на
МиГ-23, МиГ-27, МиГ-23УБ и Су-24), а также подвесной контейнерной "Дельта-НГ"
(на Су-17, МиГ-23М, МЛ, и МиГ-27К/М). Ракеты также проходили испытания
па вертолетах морской авиации Ми-14, Ка-25 и Ка-252. Подвеска Х-23 осуществлялась
на авиационные пусковые устройства АПУ-68У (УМ). Для отработки управления
ракетой был создан тренажер наземной подготовки ТНР-23, как правило, обеспечивавший
выработку навыков после 5-6 часов тренировок.
Кумулятивная фугасно-осколочная БЧ массой 108 кг обеспечивала сплошное
поражение небронированных целей в радиусе до 40 м и уничтожение защищенных
объектов с толщиной брони до 250 мм. Осколочные элементы - кубики с 10
мм гранью - наклеивались на БЧ в секторах вдоль ее корпуса таким образом,
что при подрыве разлетались вбок и вперед БЧ снабжалась неконтактным взрыва
гелем РОВ-19Л, обеспечивавшим подрыв при пролете над целью, а в случае
прямого попадания срабатывали находящиеся в рулевом отсеке контактные
датчики СКД-24.
Возможно было и полуавтоматическое наведение Х-23 с помощью теплонеленгатора,
отслеживающего полет ракеты но ее трассеру В этом случае от летчика требовалось
только удерживать цель в перекрестии прицела, а аппаратура определяла
отклонения ракеты от линии визирования и формировала управляющие команды
Этот метод был использован в системе наведения "Аркан" на Су-24, где использовался
телевизионный пеленгатор ракет "Таран-Р", автоматически определявший угловые
координаты Х-23 и выдававший их в радиокомандную линию. Пуск Х-23 был
возможен с пикирования (наведение при эюм сводилось к методике трех точек)
и с горизонтального полета при скоростях 600-1000 км/ч, но после него
пилот все же был связан в маневре - ракету нужно было удерживать в поле
зрения и створе радиолуча до попадания в цель По этой причине дальность
пуска X-23 не превышала 3-10 км (в зависимости от высоты), а результативность
атаки снижал и чисто психологический фактор - натолкнувшись на огонь ПВО,
летчик прекращал слежение и целью и все внимание уделял противозенитному
маневрированию. Частично эти недостатки устранили в модернизированном
варианте Х-23М (изделие 68М), оснащенном более совершенной системой
радиоуправления и трассером повышенной светосилы Т-60-9 (вместо Т-60-5),
облегчавшим визуальное сопровождение Несколько изменена была аэродинамика
ракеты и форма оперения Новая база бортового оборудования "Дельта-Р2М"
дала возможность расширить створ управляющего радиолуча, упростив наведение
ракеты.
|
Длина,
м
Размах, м
Диаметр, мм
Стартовый вес, кг
БЧ
Система наведения
Двигатель
Дальность, км
Скорость, м/с
Высота применения, км
Пусковая установка
Самолет-носитель |
3,591
0,785
0,275
289
111 кг, кумулятивная ОФ
радиокомандная
ТТРД
10
750-800
100-5000
АПУ-68, АПУ-68УМ
МиГ-23, МиГ-23Б, МиГ-23БК, МиГ-23УБ, МиГ-27М, Су-24М, Су-17М1, Су-17М2,
Су-17М3, Су-22М1, Як-38
|
Уголок неба. 2004
|
|