С появлением в СССР авианосной авиации возникла необходимость ее оснащения
эффективным противокорабельным оружием. Прежде эти задачи возлагались
на ракеты корабельного базирования и тяжелые крылатые ракеты Дальней и
Морской авиации - многотонные изделия большой дальности поражающей мощи,
предназначавшиеся, преимущественно, для борьбы с крупными боевыми кораблями.
Первоочередной их целью были авианосные ударные группировки ў основная
сила надводного флота вероятного противника. С отходом от доктрины глобального
противостояния оказалось, что возможны и другие средства нанесения ощутимого
ущерба противнику, в составе флота которого находится масса подходящих
"целей" малого и среднего тоннажа. Для борьбы с ними поражающие характеристики
тяжелых крылатых АУР были избыточны, зато сами ракеты оказались уязвимы
современными средствами корабельной ПВО. Кроме того, большинство стран
потенциального противника были зависимы от поставок ресурсов и энергоносителей,
осуществлявшихся морским путем (в случае обострения отношений, по морю
в Европу перебрасывались и армейские силы США). Блокада морских сообщений
могла стать если не радикальным средством достижения перевеса, то серьезно
осложнить положение неприятеля. Весомая роль в этом отводилась авиации,
нуждавшейся в новых системах вооружения. Предлагавшиеся решения были,
подчас, весьма экзотичны - так, туполевский проект "Аргон" предполагал
создание дальнего ракетоносца с запасом в сотню ракет на борту, предназначенного
для истребления судоходства при круглосуточном барражировании в заданном
районе. К сожалению, грандиозный замысел не увидел свет, но тематика противокорабельных
АУР к концу 1970-х годов стала одной из приоритетных, тем более, что в
странах НАТО основной упор делался на применение авиационных противокорабельных
ракет (ПКР), поступавших на вооружение тактической авиации.
Создание сбалансированного комплекса вооружений флота и авиации у нас
в стране потребовало ликвидировать отставание. Разработкой отечественных
авиационных ПКР занялось ОКБ "Звезда" (с объединением предприятий "Звезда"
и "Стрела" фирма получила наименование "Звезда-Стрела"), и в конце 1980-х
годов начались испытания ракет Х-31А и Х-35. Несмотря на общее назначение,
ракеты создавались по разным ТТЗ и демонстрировали принципиально разные
подходы к решению задачи.
Корабль, как объект атаки, представляет собой достаточно заметную, но
трудноуязвимую цель, действующую обычно в составе группы, оснащенной средствами
обнаружения и отражения воздушного нападения. В этих условиях ударному
самолету приходится наносить удар с безопасных рубежей, и результативность
атаки зависит от дальности пуска ПКР и ее автономности, а также уязвимости
при полете к цели.
Для обеспечения достаточной дальности и помехозащищенности ПКР оснащаются
комбинированной системой наведения. Выведение в район цели после пуска
осуществляется бортовой инерциальной системой наведения ракеты (командный
режим). Датчики гироплатформы, установленной на ракете, выдают текущую
информацию о полетных ускорениях и углах поворота, сопоставляемую с запрограммированной
траекторией, а САУ корректирует отклонение от курса. Для достижения скрытности
полет выполняется на малой высоте в 100-300 м над поверхностью моря.
При выходе на рубеж захвата цели начинается этап самонаведения с помощью
активной радиолокационной ГСН (расчетная точка для АРГСН-31 ракеты Х-31А
находится в 7,5 км от цели при высоте полета 100 м). Х-31А оснащена АРГСН-31,
при массе 39 кг обладающей зоной обзора по азимуту 40°, по вертикали
+10° -20°. АРГСН представляют собой мини-РЛС, состоящую из излучателя
с антенной, сканирующей поверхность моря, и приемника отраженных сигналов
с координатором. Для расширения поля зрения ГСН ракеты по программе может
менять профиль полета и выполнять "подскок", набирая высоту в несколько
сотен метров, необходимую еще и затем, чтобы ракета не зарылась в волны
при подлете с предельно малыми углами.
Возможна и атака с подсветкой цели мощной РЛС самолета-носителя или специального
целеуказателя (полуактивное наведение ракеты). Конструктивные особенности
ракет обусловлены их назначением - Х-31А служит для поражения кораблей
водоизмещением до 4500 т на средних дальностях, Х-35 - кораблей среднего
тоннажа на больших дальностях. Для повышения живучести ракеты и вероятности
прорыва корабельной ПВО Х-31А (изд.77А) развивает в полете скорость до
1000 м/с, почти вчетверо превышая скорость звука. Высокая скорость необходима
и для того, чтобы при пуске с большой дальности маневрирующая цель не
успела выйти за пределы сектора поиска РГСН или достигла границ этого
сектора (при этом маневренности ракеты может оказаться недостаточно для
доворота).
Достижение высоких скоростей обеспечивает установленный на Х-31А комбинированный
ракетно-прямоточный двигатель типа 31ДПК, созданный в ту-раевском МКБ "Союз" (затем ў НПВО "Пламя"). Первая его ступень образована стартовым
РДДТ с собственным соплом, встроенным в камеру сгорания маршевого двигателя
и разгоняющим ракету до больших скоростей, при которых возможен запуск
собственно прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), требующего
большого расхода воздуха и высокой степени его сжатия на входе. После
выгорания РДТТ и выброса потоком его остатков сбрасываются заглушки воздухозаборников,
и ПВРД выходит на маршевый режим. Удельный расход топлива при его работе
примерно в 6 раз ниже, чем у РДТТ, а малая дымность повышает скрытность
полета (ракеты с обычной двигательной установкой оставляют за собой хорошо
видимый демаскирующий шлейф). Оригинальное решение обеспечило самостоятельный
старт ракеты с ПВРД (обычно требующей разгонных ступеней), и устойчивую
работу при максимальном удельном импульсе. Конструкция 31ДПК проста, он
компактен и недорог в производстве, но отличается высокой надежностью.
А использование твердого топлива в ПВРД упростило хранение и эксплуатацию
ракеты. При высокой скорости ракета оказалась способна выполнять маневры
с большими перегрузками, достигавшими на испытаниях 10g.
Большие скорости и нагрузки в полете заставили использовать в качестве
основных конструкционных материалов Х-31А титан и высокопрочную сталь,
а кинетический нагрев обусловил оснащение аппаратурных отсеков ракеты
мощным слоем теплоизоляции.
При попадании в борт корабля полубронебойная БЧ весом 90 кг пробивает
его, разрушая внутренние отсеки. Во время боев за Фолкленды английский
эсминец "Шеффилд" был уничтожен именно пожаром, возникшим внутри корабля
после поражения его ПКР "Экзосет". При пролете ракеты над целью обеспечивается
подрыв БЧ неконтактным взрывателем и поражение корабля сверху фугасно-осколочным
действием.
Государственные летно-морские испытания Х-31А на серийном самолете Су-24М
были проведены на полигоне
под Феодосией с 20 апреля по 7 декабря 1989 года. Были выполнены 86 полетов
с 8 пусками Х-31А по щитам-мишеням в море. Программу испытаний ракета
прошла с положительным заключением, однако постановке ее на вооружение
и оснащение морской авиации высокоэффективным оружием помешали последовавшие
вскоре разрушительные события начала 90-х годов...
Современный корабль, насыщенный множеством радиоэлектронных систем, может
быть представлен и как радиоизлучающая цель. Модификация ракеты Х-31П
(изд. 77П), оснащенная пассивной РГСН, наводится на корабельные
источники электромагнитного излучения. В первую очередь, это РЛС корабельных
систем ПВО, выведение которых из строя при залповом пуске Х-31А и Х-31П
повышает вероятность уничтожения цели.
В "оригинальном" противорадиоло-кационном варианте Х-31П создавалась для
борьбы с существующими ЗРК и комплексами нового поколения, включая американский "Пэтриот". Она обладала большим приоритетом, чем противокорабельная модификация,
и была быстрее отработана, продемонстрировав устойчивое наведение на цель
в условиях интенсивных помех. При высокой степени унификации с Х-31А,
противорадиолокацион-ная модификация отличается, практически, только системой
наведения. Созданием ГСН для Х-31П занималась ведущая отечественная организация
ў омское ЦКБ автоматики, давний партнер "Звезды" и "Радуги". В 1977 году
ЦКБ А выпустило эскизный проект модульных головок ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и
ПРГС-6П, обеспечивавших широкополосное литерное самонаведение на заданные
типы РЛС. Система строилась на основе самой современной элементной базы
и технических решений. В 1980 г. начались летные испытания новых головок
на летающей лаборатории Ми-8, а в 1988-89 г.г. ракеты Х-31П прошли совместные
испытания на самолетах Су-24М и МиГ-27М. Параллельно отрабатывалась аппаратура
управления, обеспечивавшая целеуказание ГСН ракет - контейнеры "Фантасмагория"
и "Этнография" для Су-24М и "Прогресс" для МиГ-27 и Су-17. Для подвески
и пуска ракет служило унифицированное устройство АКУ-58-1 (АКУ-58М). Дальность
пуска Х-31П достигает 110 км (150 км у улучшенного варианта Х-31ПД). Помимо
боевых модификаций, на базе Х-31 создана ракета-мишень МА-31 без БЧ, радиовысотомера
и части бортовой аппаратуры.