Разработка АУР нового поколения проходила на фоне совершенствования средств
ПВО и систем электронной борьбы, приведших к снижения эффективности прежних
моделей ракет. На вооружение поступали зенитные комплексы, способные поражать
не только самолеты и вертолеты, но и обеспечивать противоракетную оборону
(например, отечественный С-300 и американский "Пэтриот"). Требовались
радикальные решения в системах наведения и управления АУР, которые бы
позволили достичь повышенной дальности при высокой точности, помехозащищенности
и малой уязвимости. Задачи носили противоречивый, а то и взаимоисключающий
характер: пуск с дальних рубежей вне зоны ПВО противника затруднял целеуказание
и наведение, "помощь" с борта самолета-носителя мешала скрытности применения,
а достижение высоких скоростей приводило к усложнению конструкции и управления
ракетой, требуя перехода на новые материалы, элементную базу и более мощные
рулевые приводы.
Обратившись к тематике АУР фронтовой авиации, МКБ "Радуга", прежде специализировавшееся
на крылатых ракетах большой дальности для ДА и АВМФ (единственным исключением
были противорадиолокационные ракеты X-28 и Х-58), использовало наработанный
опыт для разработки "изделия Д-9", принятого на вооружение
как "комплекс авиационного вооружения Х-59 "Овод". От
прежних ракет Х-59 отличалась существенно большей дальностью.
Ракета Х-59 стала развитием удачной конструкции Х-29Т с телевизионной
ГСН, зарекомендовавшей себя как высокоточное оружие, с использованием
ряда удачных схемных решений Х-58. Однако первоначальное намерение создать
"телевизионный вариант" Х-58 пришлось отвергнуть: высокоскоростной профиль
полета Х-58 не обеспечивал на подлете к цели требуемого времени для поиска,
распознавания и "привязки" к цели телевизионной ГСН. Достаточно кропотливая
и длительная процедура, требующая участия летчика, заставила
снижать скорость на этом этапе, обеспечивая запас времени на целеуказание.
Х-59 предназначалась для поражения важных объектов, как правило, прикрытых
ПВО. В силу этого требованием к ракете было обеспечение стрельбы со средних
дальностей (до 40 км), реализованное с помощью двухэтапного наведения:
автономного программного на начальном участке полета и радиокомандном
с последующим самонаведением при выходе на рубеж обнаружения цели. Положение
цели должно быть установлено перед полетом, а ее координаты запрограммированы в запоминающем устройстве
ПРНК носителя. При выходе на рубеж в 5-10 км от цели начинается командное
наведение с помощью ТГСН.
Преимуществами телекомандной системы наведения (ТСКН) "Текон-1" (названной
по наименованию Львовского НПО, известного также своими телевизорами)
стала возможность "дистанционного" поиска и детекции цели, осуществляемых
с помощью телевизионной головки на значительном удалении от носителя (прежде
процесс осуществлялся при нахождении ракет на подвеске и ограничивался
небольшим расстоянием до цели по возможности ее визуального обнаружения);
значительно возросшая точность попадания ў наведение летчиком возможно
практически до поражения цели; осуществление всеракурсного управления
ракетой, в том числе при отходе самолета от цели. Аппаратный подвесной
контейнер ПК-9, оборудованный антенными блоками передней и задней полусферы,
обеспечивает процесс наведения и после отворота носителя на обратный курс,
позволяя самолету выходить из атаки после пуска, не входя в зону зенитного
огня, а радиокомандная коррекция в реальном масштабе времени позволила
уверенно поражать даже малоконтрастные объекты, "неподходящие" для обычной
ТГСН, к которым те не могли осуществить привязку.
При испытаниях комплекса вооружения Х-59 на Су-17М4 были достигнуты отличные
результаты: ракеты не раз поражали мишень с попаданием в радиусе 1-1,5
м от "креста". К 1984 году испытания прошли с положительным заключением
и Х-59 была рекомендована для оснащения стоявших на вооружении истребителей
- бомбардировщиков, но, в конечном счете, от этого отказались в пользу
внедрения ракет на фронтовых бомбардировщиках Су-24М, где в роли оператора наведения выступал штурман.
Решение мотивировалось не столько эргономическими соображениями, сколько
скорым свертыванием производства Су-17М4. В итоге, Су-24М стал единственным
типом самолета советских и российских ВВС, вооруженным Х-59. За создание
"высокоточного авиационного комплекса Х-59" его разработчикам в 1984 году
была присуждена Государственная Премия СССР.
Для наведения используется двухканальная аппаратура связи. По ее видеоканалу
на борт самолета-носителя передается изображение местности по курсу полета
ракеты, а оператор, удерживая цель в перекрестии экрана видеокомандного
устройства, осуществляет полуавтоматическое наведение по командному радиоканалу.
При уверенном захвате светоконтрастного объекта ТГСН может быть переведена
в режим самонаведения. Привязка ТГСН к цели осуществляется совмещением
подвижного перекрестия прицела с изображением выбранной цели на экране
(аналогично тому, как это делается в компьютерных играх), а пуск может
производится с малых высот и со значительных расстояний вне зоны захвата
цели ТГСН.
Х-59 имеет схему "бесхвостка" с развитым крылом и дестабилизаторами, складывающимися
при транспортировке и на подвеске. Ракета снабжена двумя РДТТ: стартовым
в сбрасываемом блоке и двухсопловым маршевым (возвращение к боковым соплам
было вызвано занятием хвостовой части антенным блоком), первый из которых
работает на этапе программного полета, а затем отстреливается с помощью
пиротолкателей, освобождая антенны включающейся в работу ТСКН. Полет при
этом продолжается при помощи РДТТ второй ступени, обладающего небольшим
удельным импульсом и поддерживающим дозвуковую скорость порядка 285 м/с..
Для защиты окна телевизионной головки от пыли и, особенно, насекомых (что
особенно существенно при полете на малых высотах) в полете под носителем
Х-59 имеет легкий металлический кок из АМГ-6, сбрасываемый при пуске и
раскрытии перьев дестабилизаторов. БЧ ракеты фугасная, проникающего действия,
массой 148 кг, обеспечивающая поражение основных целей - укрытий, хранилищ,
штабов и других защищенных сооружений.
Как и в Х-58, управление ракетой осуществляется электромеханическими
рулевыми приводами, питающимися от бортовой аккумуляторной батареи и преобразователя.
Для осуществления маловысотного полета в состав аппаратуры входит радиовысотомер.
Основными конструкционными материалами служат легкие сплавы и высокопрочная
нержавеющая сталь ВНС-2 в агрегатах фюзеляжа, крыло сварное из легкого
сплава АМГ-6 с лонжеронами из ВКЛ-3. Для обеспечения теплоизоляции грузоотсек
и аппаратные отсеки Х-59 изнутри оклеены слоем синтетического материала,
а гаргрот с арматурой и проводкой энергопитания для повышения жесткости
залит пенопластом вместе с установленными в нем жгутами и разъемами. Для
подвески и пуска Х-59 служит унифицированное авиационные катапультное
устройство АКУ-58-1.