Уголок неба ¦ X-66

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
   главная вооружение урвп
 
     X-66
       
Страна: Россия
Тип: Тактическая ракета

 

Управляемые авиационные ракеты для борьбы с наземными целями в советской фронтовой авиации появились несколько позже, чем в других странах, и были приняты на вооружение лишь в конце 60-х годов. Основными причинами такого отставания были общее пренебрежение развитием пилотируемой военной авиации на рубеже 50-60 годов и ставка на широкое применение ракетно-ядерного оружия па поле боя. Самолеты в борьбе с малоразмерными объектами недооценивались из-за заметно возросших скоростей полета и якобы ухудшившейся маневренности.

Дистанции стрельбы и высоты бомбометания росли, а время прицеливания становилось минимальным. Точность попадания обычными боеприпасами при этом снижалась и вероятность поражения целей оказывалась недостаточной. Еще более существенными оказались причины политического характера - усиливающаяся холодная война и повсеместная конфронтация с Западом привели к ставке на наиболее грозное, ядерное оружие. Его возможности, впечатляюще продемонстрированные руководству страны на учениях, привели к пренебрежительному отношению к обычным средствам поражения, сочтенным устаревшими. Не только стратегические и оперативные задачи предполагалось решать всепоражающим ядерным ударом - даже авиационная поддержка войск на поле боя рассматривалась как часть ядерного и химического поражения противника. 06 эффективности использования неядерных бомб и ракет вообще рекомендовалось не говорить, и авиаподдержка войск только с их применением не рассматривалась ни в военных училищах, ни при проведении учений.

Сформировавшаяся доктрина предполагала массовое использование оперативно-тактических ракет, на разработку которых и были направлены основные усилия. В соответствии с решением Пленума ЦК КПСС в ноябре 1957 года было решено реформировать ВВС, включив в их состав ракетные полки с фронтовыми крылатыми ракетами. С января 1955 года в авиации уже началось развертывание инженерных полков и соединений баллистических ракет.

Была упразднена штурмовая авиация, та же участь ожидала и фронтовые бомбардировщики. Оставшимся авиационным силам на поле боя отводилась второстепенная роль развития успеха всемогущего ядерного удара. Это считалось "революцией" в теории и практике тактики ВВС. Такая концепция формирования вооруженных сил, естественно, затормозила работы по созданию управляемых ракет для "ненужной" фронтовой авиации.

Однако, развитие военной мысли и уроки многочисленных военных конфликтов вскоре привели к пониманию: нанесение мощных площадных ударов при решении тактических задач не всегда целесообразно. Американская авиация, засыпая Вьетнам тысячами тонн бомб, добивалась более чем скромных результатов. Тактические ракеты, на которые возлагалось столько надежд, из-за малой точности в локальных конфликтах не применялись вовсе.

Изменившаяся обстановка на поле боя требовала ориентации на борьбу с малоразмеренными подвижными целями (танками, БТР и БМП), огневыми точками, укреплениями, командными пунктами и другими защищенными сооружениями. Опыт показал, что такие цели необходимо выводить из строя прямым попаданием. В этом случае полностью использовалась убойная сила бомбы или ракеты и резко снижался расход боеприпасов, соответственно уменьшалось количество боевых вылетов и трудоемкость снаряжения самолетов.

Однако, точно поразить цель обычными авиабомбами и НАР при высоких скоростях и высотах "сверхзвуковых всепогодных" самолетов практически не удавалось. Рассеивание боеприпасов при бомбометании с пикирования с наклонных дальностей 4000-5000 м, допустимых по условию безопасности от собственных осколков, давало среднюю вероятную круговую ошибку в 30-50 м (то есть в круг такого диаметра удавалось уложить 50% бомб), что было явно недостаточно для выведения из строя защищенных объектов. Удары с горизонтального полета давали па порядок большее рассеивание; применение штурмовых авиабомб с низких высот также не решало проблему - цель при этом появлялась перед летчиком внезапно и времени на прицеливание толком не оставалось. Рассеивание НАР на дистанциях прицельного пуска достигало 9,5-10% дальности, что также не соответствовало тpeбуемой точности.

Другим фактором было совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск На смену батареям зениток пришли мобильные ЗСУ и ЗРК. а в обороне важных объектов - эшелонированные комплексы ПВО, защищавшие цели от воздушного нападения Результативность боевых вылетов снизилась, так как в этих условиях вероятность прорыва ударных самолетов к цели и уничтожения ее обычным вооружением была невелика. Вместе с тем, возрастали собственные потери.

Наряду с совершенствованием тактики требовалось создать новые средства поражения - мощные, точные, большой дальности. Решением стало появление авиационных управляемых ракет (АУР), которые позволили уничтожать наземные цели точным попаданием, нанося удар с безопасного удаления от зоны поражения зенитных средств.

Поучительным был эпизод вьетнамской войны, при неоднократных бомбардировках железнодорожного моста Тань Хоа под Ханоем ВВС США потеряли около десятка самолетов, но окончательно разрушен он был лишь в мае 1972 года при налете F-4D, оснащенных управляемым оружием, причем, хватило одной атаки.

С завершением в 1964 году хрущевской "эпохи волюнтаризма" работы над подобными системами развернулись и у нас в стране. (Хотя и с десятилетним опозданием - американцы вплотную занялись созданием такого оружия еще в 1954 году на основе опыта корейской войны, и уже в апреле 1959 года приняли на вооружение довольно удачную ракету AGM-12 Bu""pup). Наличие у потенциального противника такого оружия и поступившие из Вьетнама сведения о его эффективном применении, естественным образом, подстегнули разработку и у нас. Период "ядерной эйфории" сменил более разумный подход, отражением чего в тактике стало отделение ядерного поражения противника от огневого поражения с применением обычных средств. Соответственно, возросла роль авиаподдержки войск, предназначавшейся для обеспечения выдвижения войск, подготовки атаки и сопровождения войск с воздуха в глубине вражеской обороны. Эффективное выполнение этих задач нуждалось в высокоточном оружии. Соответствующее задание было выдано ОКБ-134 (с 1966 года - МКБ "Вымпел") и КБ завода "455 в подмосковном Калининграде (позднее ОКБ "Звезда" при ПО "Стрела"), занимавшегося выпуском авиационного вооружения, включая и управляемые ракеты для истребительной авиации.

Надо сказать, что первые попытки создания ракет такого класса были предприняты еще в 40-е годы в КБ В Н. Челомея. Как и другие оборонные проекты, эти работы курировались ведомством всемогущего Берия и в силу особой важности зашифрованы были индексом "X" ("икс" - секретное оружие). Создававшиеся опытные образцы ракет получали название 10Х, 14Х, 16Х и так далее, как очередная модификация секретного оружия. Позднее, с принятием ракетных систем на вооружение ВВС, "икс" переместился на привычное место в начале названия и трансформировался в русскоязычное "х", ставшее отечественным обозначением АУР "воздух-земля" (наименование "тактические авиационные ракеты", принятое для этого типа оружия на Западе, у нас не прижилось ввиду отсутствия в отечественных ВВС самой тактической авиации как рода войск - ей соответствовала Фронтовая Авиация (ФА)).

Самым простым решением было использование существовавших ракет "воздух-воздух", находившихся на вооружении истребительной авиации, и для уничтожения наземных целей. Такие испытания со стрельбами ракетами РС-2УС с перехватчиков МиГ-19ПМ и Су-9 были проведены, продемонстрировав вполне приемлемую точность попадания, однако, мощность 13-кг БЧ оказалась явно недостаточной. Приспособить же другие ракеты было невозможно из-за заложенных в них принципов самонаведения - если захватить контрастную цель на фоне неба ГСН ракеты могла, то на фоне земли это сделать не удавалось. К тому же мощности боевой части этих ракет (обычно осколочной), достаточной для поражения воздушной цели, явно не хватало для поражения бронированной машины и, тем более, бетонного дота.

Разработка перспективной ракеты Х-23, управляемой летчиком с помощью радиокоманд, в ОКБ-134 затянулась, в основном, из-за проблем с системой наведения. Весной 1966 года ОКБ "Звезда", возглавлявшееся Ю.Н.Королевым, выступило с предложением "промежуточного варианта" - создания ракеты "воздух-поверхность" для фронтовой авиации на основе отработанных принципов наведения и с использованием уже выпускаемых агрегатов серийных ракет, включая двигательную установку, аппаратуру наведения и корпусные узлы, производимые своим предприятием. Двигатель заимствовали у ракеты Р-8, снабдив его двухсопловым блоком, выводившим газы по бокам корпуса (по типу ракеты РС-2УС и других, где в хвостовом отсеке размещалась приемная аппаратура и антенна системы наведения).

За основу был принят отработанный ранее принцип наведения по лучу самолетной РЛС. Визуально обнаружив наземную цель, пилот подсвечивал ее направленным ("закрепленным") радиолучом и выполнял пуск ракеты. Параметром управления являлась величина углового отклонения летящей ракеты от направления равносигнальной зоны по оси луча "самолет - цель". В полете датчики-потенциометры автоматически удерживали ее по оси фокусированного радиолуча, и задача летчика сводилась к совмещению цели, прицельного перекрестия и хорошо видимого трассера ракеты на одной прямой, отчего этот принцип наведения получил название "метода трех точек". Сама система наведения по фокусированному лучу самолетного радиолокационного прицела РП-21 была взята с ракеты РС-2УС, как и узел подвески (к слову, американцы при создании Bu""pup также использовали принцип "конструктора", скомпоновав ракету на базе штатной авиабомбы калибром 113 кг, послужившей готовой БЧ). Масса аппаратуры наведения составляла 13 кг.

Воздушный баллон, питавший рулевые машинки рулей и элеронов, находился в задней части корпуса. Для удобства хранения и эксплуатации он еще на заводе-изготовителе закачивался сжатым до 400 атм осушенным воздухом, и ракета поставлялась в части уже в снаряженном виде. Запаса воздуха хватало на 20 сек. питания рулевых приводов. Так же решен был и вопрос электропитания систем Х-66: она была снабжена ампульной батареей, в которой электролит поступал на электроды лишь с началом работы в момент пуска. Для обеспечения возможности поражения различных целей (бронетехники, укрытий, сооружений, живой силы противника) боевая часть весом 103 кг, содержащая 51 кг ВВ, имела комбинированную конструкцию: кумулятивную головку и основной фугасный заряд, заключенный в осколочную рубашку. БЧ оснащалась контактным взрывателем.

При пуске ракеты двигатель сначала разгонял ее до 440 м/с, а затем переходил на маршевый режим. Это обеспечивалось соответствующей геометрией шашки РДТТ, в которой по мере выработки топлива уменьшалась площадь горения. Гироскопы системы управления вначале стабилизировали ракету лишь по крену движениями элеронов, выставляя ее в X-образное полетное положение, наиболее эффективное для работы рулей. Затем система управления переходила в режим наведения, парируя рулями отклонения от оси радиолуча по сигналам измерительных потенциометров.

Первые пуски ракет Х-66 (изделие 66) с МиГ-21 были выполнены уже в сентябре 1966 года. Последовала доработка и устранение конструктивных дефектов, в частности, системы управления для лучшей стабилизации по крену и отказывавших взрывателей. Тем не менее, создание первой отечественной ракеты этого класса прошло довольно гладко, и в 1968 году Х-66 поступила на вооружение фронтовой авиации, 1де под нее дорабатывались истребители МиГ-21ПФМ (соответствующий приказ МАП "о расширении тактико-технических характеристик самолета" вышел 12 марта 1966 года). На показе Х-66 членам правительства летчик В.Г.Плюшкин эффектно продемонстрировал качества нового оружия - с первого захода попал ракетой в кабину радиолокатора - мишени.

Применяться Х-66 могла только с пикирования. Траектория ее полета была почти прямой - ракета "соскальзывала" на цель по направленному лучу РЛС. Возможен был пуск двух ракет залпом. С направляющих они сходили с интервалом 0,4-0,6 с во избежание столкновения и влияния спутной струи и газов двигателя.

Х-66 обладала невысокой точностью и могла применяться только при хорошей видимости цели. Пуск ее и наведение ограничивали режимы полета носителя, усложняли пилотирование и сковывали маневр (резкие эволюции самолета могли привести к уходу ракеты из довольно узкого радиолуча и потере управления ею). При стрельбе по малоразмерным объектам с больших дистанций центральная метка прицела и сам факел трассера перекрывали цель, мешая наведению. К тому же использоваться она могла лишь с МиГ-21, оснащенных РП-21М "Сапфир", который был сопряжен с аппаратурой наведения Х-66 (Су-7 и первые Су-17 фронтовой авиации РЛС не имели вовсе, оставаясь без высокоточного вооружения). Требовалась унифицированная для разных типов ударных самолетов система наведения АУР. компактная и пригодная для использования как во встроенном, так и в подвесном варианте (первый позволял всегда иметь ее "под рукой", второй - дооснащать другие типы самолетов и экономить вес и компоновочные объемы, причем, по требованиям ВВС, предпочтение отдавалось первому варианту).

















 
Длина, м
Диаметр, мм
Стартовый вес, кг
БЧ
Система наведения
Двигатель
Дальность, км
3,63
275
290
103 кг, кумулятивная ОФ
радиокомандная по радиолучу
ТТРД
8-10




Список источников:

М-Хобби. В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты "воздух-земля"
Бастион. А.В. Карпенко, С.М. Ганин. Военно-технический сборник


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама: