На рубеже 4-го десятилетия 20-го века японская морская авиация была
представлена весьма передовыми разработками боевых самолетов всех классов,
основу вооружения которых составляли японские версии старых пулеметов Виккерс и
только принятые на вооружение 20-мм пушки Эрликон. Комплекс этого вооружения
делал японскую авиацию достаточно серьезным противником в грядущей войне.
Впрочем, это оружие с точки зрения эффективности не было идеальным. И Виккерсы,
и Эрликоны по европейским меркам на начало 40-х годов являлись уже устаревшими
образцами оружия. Техническая скорострельность их была сравнительно низкой. А
что касается Эрликона, то его принцип автоматики свободного затвора еще и не
позволял использовать его в синхронном наступательном варианте, серьезно снижая
его боевую ценность.
В этой связи технический отдел штаба Императорского флота "Кайгун Коку Хомбу"
вслед за армией озаботился поиском более перспективного авиационного вооружения
для морской авиации. Наибольшие перспективы обещало развитие авиационного
крупнокалиберного пулемета.
В апреле 1940 года при формировании очередного конкурсного техзадания на новые
образцы флотской техники 14-Си (14-й год правления императора Хирохито), в него
была включена спецификация на разработку авиационного крупнокалиберного
пулемета.
Техзадание 14-Си не оговаривало строго параметры оружия, однако, в нем
присутствовало пожелание унификации состоявшего на вооружении флота 13.2-мм
патрона зенитного пулемета Тип 93.
В отличие от армейских структур, имевших в своем распоряжении достаточно опытные
конструкторские коллективы Киджиро Намбу и Масая Кавамуры, занимавшиеся
разработкой автоматического оружия с 20-х годов, флот не имел подобного опыта.
Как уже указывалось выше, в распоряжении флота были только иностранные образцы
автоматов, производимых по лицензии. Поэтому задача создания нового пулемета
была ориентирована, прежде всего, на копирование западных систем. В качестве
образцов для копирования рассматривались захваченные в Китае 12.7-мм Браунинг
М1921, итальянские 12.7-мм пулеметы Бреда-САФАТ и Скотти, проходившие в японской
документации под названием "Изода", очевидно означавшие в японской
транслитерации фирму производитель итальянского пулемета "Изотта Фраскини".
Характерно, что возможность превращения в авиационный зенитного 13.2-мм пулемета
Тип 93, лицензионного французского Гочкисса, была отброшена еще на этапе
обсуждений из-за непомерной массы и низкой скорострельности. Недостаток опыта у
японских флотских инженеров не позволил повторить французский путь, хотя и
незавершенный, по превращению станкового пулемета Гочкисс в авиационный.
Впрочем, помимо иностранного оружия японцы попытались хотя бы отчасти создать и
оригинальный образец. На новой фирме Dai Nihon Heiki kaihatsu K. K в Томиока,
занимавшиейся лицензионным производством пушек Эрликон, под руководством Кадзухико Ишихара весной 1940 года была разработана уменьшенная 14-мм версия
(реальный калибр по нарезам ствола - 14.5 мм) авиапушки Тип 99-2, представленная
на конкурс 14-Си. Забегая вперед, следует отметить, что ввиду того, что это
оружие не было принято на вооружение, оно не получило своего отдельного
обозначения, проходя в японской документации как "14-мм пулемет 14-Си", что
можно дословно перевести как "Экспериментальный образец 14 года эпохи Сёва".
Благодаря любезно предоставленной Энтони Уильямсом, а также Военно-историческим
музеем Кентукки информации, удалось несколько приоткрыть тайну этого оружия.
К 1940 году 20-мм пушка Тип 99-2 - лицензионная копия Эрликона FFL еще только
планировалась к производству на заводе в Томиока, а команда японских инженеров
боролась с детскими болезнями нового оружия. Отчасти по этой причине проводить
глубокую модернизацию еще, по сути, опытного оружия не было ни опыта, ни
возможностей. Анализ перспектив масштабирования швейцарской системы до
"пулеметного калибра" показал, что без существенного изменения конструкции пушки
и патрона, можно получить оружие калибра 14.5 мм. Но даже в этом случае при
неизменной гильзе длиной 100 мм от 20-мм патрона с обжатой до 14.5 мм
горловиной, баллистика системы оказывалась перефорсированной, что повлекло за
собой пропорциональное изменение массы затвора, усилия возвратной пружины.
В октябре 1940 года рабочий проект 14.5-мм пулемета 14-Си был утвержден к
изготовлению. 14 марта 1942 года прототип, оснащенный классическим "эрликоновским"
барабанным магазином на 100 выстрелов, поступил на испытания. Как уже отмечалось
выше, в пулемете использовался переобжатый штатный патрон от 20-мм пушки Тип
99-2 - 14.5х100RB, снаряд которого массой 44.7 граммов, имеющий ведущий поясок
диаметром 15.5 мм, разгонялся в стволе до 970 м/с. Пулемет также выгодно
отличался от своих одноклассников относительно малой массой, которая без учета
барабана составляла порядка 28.5 кг. Правда, темп стрельбы оружия был невысок,
составляя всего около 630 выстр/мин.
Однако, технический отдел штаба флота посчитал, этого достаточным, поскольку с
конкурирующими системами дело обстояло еще хуже. На момент середины 1941 года
пулемет Скотти был отброшен, как не достаточно надежный. Бреда Сафат посчитали
слишком тяжелым. А Браунинг М1921 был отклонен ввиду нестандартного патрона и
также большого веса. Остается только удивляться, почему японский флот не
заинтересовался армейскими разработками пулемета Хо-103, имевшим, как известно,
в прототипе тот же Браунинг М1921, переработанный под итальянский патрон
12.7х81SR.
Впрочем, проблема с нестандартным патроном была характерна и 14-мм Эрликона,
что, собственно, и поставило крест на этом интересном проекте. К тому же,
пулемет 14-Си как и все "эрликонообразные" системы, не мог использоваться в
качестве наступательного синхронного оружия, хотя, судя по японским отчетам, его
рассматривали не как наступательное вооружение, а лишь в качестве оружия
оборонительных турельных установок. Однако, на момент прекращения работ над ним
в августе 1943 года, в проекте существовала версия 14.5-мм пулемета с ленточной
подачей, предназначенная для крыльевого неподвижного монтажа.
Подводя итог, вялотекущие работы по созданию крупнокалиберного пулемета для
флотской авиации продолжались три с половиной года без какого-либо существенного
прогресса. Изначально здравая идея разработки оружия под собственный мощный
патрон 13.2х99 натолкнулась на тривиальную неспособность морских инженерных
кадров оперативно переработать под него многочисленные доступные иностранные
образцы. Отчасти это объяснялось закупкой лицензии на производство немецкого
пулемета MG 131. Соглашение между компаниями "Nihon Seiko-sho KK" и "Rheinmetall
AG" было подписано в мае 1941 года и к концу года в Японию были поставлены не
только документация, но и необходимая оснастка для производства пулеметов, и
линия для производства патронов 13х64В. Характерно, что пулемет MG 131 вплоть до
середины 1942 года даже не рассматривался в качестве конкурента для
вышеперечисленных образцов. И лишь колоссальные потери японской флотской авиации
в сражениях у Гуадалканала, показавшие полную беззащитность японских
бомбардировщиков от атак американской авиации, показали настоятельную
необходимость в крупнокалиберном турельном пулемете. В итоге как временная мера
немецкий пулемет был принят на вооружение оборонительных установок под
обозначением Тип 2. Правда, «временная мера» в итоге затянулась до конца войны.
Ничего лучшего для флотских турельных установок японская промышленность так и не
предложила. Характерно, что к концу войны флотская авиация Японии все же
получила авиационный пулемет под 13.2-мм патрон, столь желанный еще с 1940 года.
Правда, инициатива переработки трофейного пулемета Браунинг AN-M2 под 13.2-мм
патрон принадлежала не профильным оружейным морским арсеналам, а фирме "Nihon
Seiko-sho KK", известной также как "Nippon Special Steel", поставщику армейских
стрелковых систем! Не смотря на известную неприязнь между армейскими и флотскими
структурами, инженерный коллектив компании, возглавляемый Масая Кавамура,
достаточно оперативно переработал Браунинг и запустил его в производство с
начала 1944 года под обозначением Тип 3 в качестве наступательного вооружения.
Увы, но реализовать столь желанную турельную версию этого оружия времени уже не
хватило. Парадокс, но если бы не неповоротливость японской административной
системы, тот же самый 13.2-мм Браунинг японская флотская авиация могла бы
получить еще до войны.
ТТХ: |
|
|
Модификация |
14-Shi |
Калибр, мм |
14.5 |
Тип автоматики |
свободный затвор |
Масса тела пулемета, кг |
28.5 |
Длина, мм |
1644.6 |
Длина ствола, мм |
975 |
Темп стрельбы, выстр/мин |
630 |
Начальная скорость пули, м/с |
970 |
Емкость магазина |
100 |
Масса пули, г. |
44.7 |
Тип патрона |
14.5х100RB |
Доп.
информация : |
|
|
Фотографии:
|