В конце войны, не смотря на все блестящие качества 40-мм Бофорсов, всемирно
известная шведская оружейная корпорация приступила к совершенствованию своей
зенитки. Работы шли по двум направлениям. Первое – это форсирование
баллистических данных существующего 40-мм автомата, которые привели к созданию
усовершенствованного автомата 40 мм lvakan м / 48 с длиной ствола 70 калибров,
поступившего на вооружение в Швеции в 1951 году. В целом, конструкция повторяла
предвоенный 60-калиберный Бофорс akan M/36. Приоритет в этой системе отдавался
не высокой скорострельности, а высокой кучности стрельбы одиночным огнём и
короткими очередями. Увеличено было и могущество боеприпаса – пушка была
рассчитана под более мощный патрон 40×364 мм R.
Вторым направлением было увеличение калибра при неизменной системе автоматики.
Работы над 57-мм зенитным автоматом также были начаты еще во время войны, но
были завершены уже значительно позже, созданием автомата Бофорс 57 mm lvakan M/50
с длиной ствола в 70 калибров, использовавшего патрон 57×438R, 2.4-кг снаряд
которого покидал ствол со скоростью более 1000 м/с.
Это была уже зенитка совершенно другого уровня, послужившая базой для множества
модификаций, состоявших на вооружении до сих пор во многих странах мира.
Но, как это ни странно, еще до запуска в производство зенитного автомата калибра
57 мм в анналах конструкторских бюро Бофорса родился побочный продукт основной
разработки – авиационная 57-мм пушка m/47. Как следует из обозначения,
разработка системы относится уже к послевоенному 1947 году. Нельзя, конечно,
сказать, что авиапушки столь крупного калибра были такой уж редкостью, но
расцвет их приходился все же на более ранний период. В послевоенное время,
бомбовые прицелы, ракеты вполне позволяли бороться с сильно защищенными
наземными целями с большей эффективностью, нежели артиллерийскими снарядами
орудий, установленных на самолетах. И, казалось бы, смысла в разработках
крупнокалиберных авиационных систем было не много. Но это уже послезнание… В
первые послевоенные годы в ряде стран, в том числе и в СССР, были созданы ряд
образцов тяжелых авиапушек, хотя и не нашедших широкого практического
применения, но, тем не менее, оставивших свой след в истории авиационного
вооружения.
Также произошло и со шведской системой. При разработке авиационного 57-мм
Бофорса, его основной целью предполагались небольшие корабли Балтийского
региона, из чего можно сделать вывод, что в качестве потенциального противника
рассматривались именно советские корабли. В качестве носителя предполагался
бомбардировщик Сааб В-18, вернее его штурмовая послевоенная версия T 18B, где
пушка размещалась в бомбоотсеке, а ствол на полтора метра торчал снизу кабины
штурмана.
Мощный патрон 57×438R, под который разрабатывалась зенитная пушка, для
авиационной версии оказался чрезмерным, поэтому разгонный заряд пришлось
уменьшить почти вдвое, применив новый патрон 57x230R. Для снижения нагрузки на
планер также "урезали" ствол до 40 калибров, то есть до 2.3 м, оснастив его
дульным тормозом, добавившим к длине системы более метра. Изначальный темп
стрельбы в 180 выстр/мин, заданный в зенитной системе, также оказался чрезмерным
для самолета, на практике не превышал 100 выстр/мин.
Характерной особенностью был магазин орудия, конструктивно заимствованный у
20-мм "кузнечика" предвоенной разработки 20 mm Lvakan m/40 – открытый барабан,
смонтированный сверху ствольной коробки. Вот только емкость его была увеличена
до 41 выстрела (40 в барабане +1 в патроннике), соответственно возросли габариты
и масса. Хотя при этом, орудие оставалось достаточно легким для такого класса,
со снаряженным магазином масса достигала 735 кг, а длина с учетом дульного
тормоза 5.14 м.
Как и все предыдущие конструкции Бофорс, имевшие в предках зенитные автоматы,
57-мм пушка являлась по схеме автоматики пограничной между схемами короткого и
длинного отката, величина которого в этой версии колебалась между 254 и 300 мм.
Таким образом, если следовать классике, в которой к системам короткого отката
относились пушки с длиной патрона большей, чем величина отката, то зенитный
автомат Бофорс 57 mm lvakan M/50, использовавший патрон 57×438R относился к
системе автоматики с коротким откатом, но уже авиапушка m/47, сохранившая ту же
конструкцию откатной системы, но применявшая значительно более короткий патрон
57x230R уже резонно была системой с длинным откатом.
Конструктивно пушка m/47 внешне сильно напоминая своим барабаном 20-мм m/40,
увеличенную в размерах, почти полностью повторяла все предыдущие разработки
Бофорсов. Пушка оснащалась очень эффективной системой гашения отдачи,
совмещающей механическую пружину, используемую в том числе, в качестве
возвратной, и гидравлический буфер, контролирующий длину отдачи. В головке
цилиндра гидравлического буфера имелось восемь отверстий, через которые жидкость
поршнем выдавливалась в расширительный бак-рекуператор при откате ствола.
Пушка допускала только автоматический огонь. Как и во всем предыдущем семействе,
камора запиралась пружинным вертикальным клиновым затвором. Весь цикл составлял
шесть операций – подача патрона из барабана в загрузочный лоток, взведение
ударника, досылка патрона в камору, закрытие затвора, выстрел, экстракция
гильзы. Зарядка осуществлялась пневмоцилиндром, управление которым производилось
электроприводом из кабины пилота носителя. Механизмы пушки имели электрический
подогрев для функционирования в условиях низких температур. Ствол массой 204 кг
крепился на резьбе и имел возможность относительно простой замены.
В 1948 году пушки m/47 начали устанавливать на двухмоторные штурмовики Сааб Т
18В, отличавшиеся от базовой модели немецкими двигателями Daimler-Benz DB 605B
мощностью по 1475 л.с. Общее количество машин этой версии составило 62 штуки (по
некоторым источникам серия составляла 52 машины).
Использование пушечных Саабов предполагало атаку с пологого пикирования под
углом 10-20 градусов и открытие огня с дистанции 700 метров. В целом, по
свидетельству шведских данных, Саабы с 57-мм пушками вели себя в воздухе
достаточно стабильно, даже не смотря на огромную отдачу пушки при стрельбе, даже
с дульным тормозом составлявшей 2.5 тонны, а без него превышавшей 3 тонны.
Эксплуатация пушечных Саабов в составе эскадрильи F17 даже в мирное время не
обошлась без потерь. Во время зимних учений 27 февраля 1949 года близ поселка
Лингбайхед столкнулись в воздухе два штурмовика Т 18В, номера 18317 и 18315. Оба
экипажа погибли. 10 января 1949 года номер 18290 потерпел крушение в море в 2 км
к юго - востоку от Карлсхамнома, экипаж также погиб.
По всей видимости, уже к концу 1949 года, пушки m/47 со штурмовиков Сааб Т 18В
были демонтированы, и машины начали использовать как обычные бомбардировщики,
оснастив комплексом более прогрессивного ракетного вооружения, а в начале 50-х
годов отправились на пенсию и сами самолеты.